"ТАЛОВСКОЕ МОРЕ". РАССКАЗ
Это было во второй половине июля 195* года.
Демобилизовавшись из армии, я возвращался в родные края через Москву. Поезд Москва - Воронеж должен был отправиться не раньше, чем через 30 минут. И чем меньше оставалось времени до отхода, мысли о доме, о родном колхозе, о необъятных просторах Каменной степи назойливее сверлили мозг. "Как там теперь, какие изменения произошли, чего добились наши степные труженики?" Я верил в успех своих земляков, но не мог представить себе полной картины.
Помню, в центральных газетах я читал о героических делах таловчан в борьбе с природой, видел снимки красивых прудов и лесных полос, окаймляющих колхозные поля, кое - что узнавал из писем от родных.
Дабы избавиться от назойливых мыслей и несколько отвлечься, я зашел в книжный киоск. Девушка в белом берете бойко торговала газетами. Я тоже купил свежий номер "Правды" и заглянул на витрину. Читаю и не верю глазам своим: "Таловское море", издание 195* года.
"Да где это может быть такое море? - подумал я. - Ни на одной карте не встречал подобного названия. А может и в самом деле, где - нибудь, есть такое "Таловское море"?
Прошу подать мне брошюру.В эту же минуту радио сообщило об отправлении поезда. Я занял свою полку.
До самого Воронежа я не отрывался от книги. Рассказ захватил меня. В нем я встретил имена своих товарищей - односельчан знатных мастеров высокого уровня, друзей трактористов и агрономов. Автор правдиво описывал героику дней великой сталинской эпохи.
"... Стояла золотая осень 194* года. В двух километрах к северо - востоку от поселка Таловая, на речке Сухая Чигла, небольшая группа инженеров "Союзводпроекта" изучала эту негостеприимную местность. Здесь предполагалось наметить трассу будущего водохранилища, которое бы в короткий срок преобразило лицо этого скудного клочка земли. Геодезические, гидрогеологические, агропочвенные и экономические изыскания показали, что здесь можно создать такой водоем, который сумеет в полной мере оросить 500 гектаров колхозной земли.
"Таловское море", разлившись весной по руслу высохшей речки в длину 7 километров, начиная приблизительно от границы шестого поля колхоза им. Шевченко, Нижнекаменского сельсовета, до границы восьмого поля колхоза "Красное знамя", будет иметь зеркало воды в 60 гектаров. Водохранилище вместит 4 миллиона куб.метров воды. Это на 1и миллион кубических метров воды больше, чем имеется во всех 172 прудах Таловского района!
... И вот, пришла весна. Вереницы подвод, тяжело груженве трубами, лесом, цементом, камнем, лопатами и разным хозяйственным инвентарем, потянулись в пустынные места, к пересохшему руслу речушки Сухая Чигла, название которой говорило о давнишней кончине всякой живности в этих местах.
У отмеченных колышками мест, люди сгружали привезенное и снова отправлялись в путь. То и дело сновали колхозные автомашины, громыхая кузовами и поднимая клубы черной пыли.
Редкие, в первые дни, колхозные таборы с каждым днем росли, наливались людской силой, оживлялись сизым дымком костров, от которых далеко разносился щекочущий нос запах вкусной полевой каши. Сюда съезжались хлеборобы колхозов Им. Куйбышева, "Победа Перекопа", им. Шевченко "Новая жизнь", "Красное знамя", им. Чапаева и рабочие семеноводческого совхоза "Таловский".
Пешком и на лошадях, на автомашинах и волах двигался людской поток к месту будущего водохранилища.
Быстро управившись с посевом яровых, звеньевые энтузиасты борьбы с природой вели своих подруг на строительство "моря". Вот, оживленно о чем - то споря, идут девушки колхоза "Коминтерн". Их возглавляет Поля Лысенко. Вскоре показались новые группы. Мы узнали боевых девчат звеньевой Вали Поповкиной из колхоза "8 Марта". Пришли звенья из колхозов "5-й Декабрь" и "Красное поле".
Воображение вдохновленных людей рисовало прекрасную панораму будущего. Закладывая только еще фундамент, люди уже видели "морские волны", взбивающие пену у берегов, белое скопище водоплавающей птицы, быстрокрылых чаек, чибисов, массу лодок, купальную вышку и многое, многое другое.
Вспаханная лента вокруг водоема уже казалась широкой лесной полосой, которая, как изумрудная оправа, окаймляет это "морское" зеркало.
Вечерние беседы у костров о делах стройки, о том, что "морскую воду" мощные насосы пошлют по трубам в полевые каналы, туда, где земля, опаленная солнцем и горячими ветрами до сих пор приносила скудные урожаи; о том, что на огородные плантации скоро придет живительная влага и вызовет к жизни буйную овощную растительность.
В предвидении больших преобразований, во имя борьбы со злобствующей стихией люди не жалеют ни труда, ни сил, ни времени. Все свои благородные порывы труженики степи отдают на алтарь родного отечества.
Вот уже поднялась двенадцатиметровая плотина. Над ней гордо реет кумачовое полотнище - символ первой победы. На левом берегу бригады колхозов им. Шевченко и "Победа Перекопа" соревнуются за быстрейшее окончание строительства малой насосной станции. 80 лошадиных сил будут гнать воду по трубам до стыковой точки границ 6, 7 и 4 полей колхоза им. Шевченко. Затем, по открытым магистральным каналам вода помчится на север к полям колхоза им. Шевченко, а второй рукав пересечет железнодорожную линию Таловая - Поворино на 264 километре и оросит земли колхоза "Победа Перекопа". Этим откроется новая страница колхозной жизни. Мысли хлеборобов выращивать ежегодно 200-пудовый1 урожай станут неопровержимым фактом. Они станут фактом потому, что наши степные хлеборобы глубоко верят в свое дело.
Правобережная насосная станция мощностью в 300 лошадиных сил будет посылать воду на расстоянии 1430 метров до самой высокой точки на полях Таловского семсовхоза. Потом эта вода войдет в открытый трехкилометровый канал, пересечет грейдерную дорогу Таловая - Чигла и двумя мощными потоками устремится на орошаемые участки колхоза им. Куйбышева и семсовхоза.
Эту станцию строят бригады колхозов им. Куйбышева, "Железнодорожник" и рабочие совхоза. Им приехали помогать колхозники таловских артелей.
Строительство "Таловского моря", как гигантский магнит, продолжает притягивать к себе все новые и новые людские резервы.
Организованно, на автомашинах с духовым оркестром и знаменем мчатся на строительство комсомольцы и молодежь районного центра. Рабочие и служащие предприятий и учреждений в выходной день уходят к "морю" помочь строителям.
Стройка, как огромный муравейник! Совсем недавно не только люди, даже птицы не залетали сюда. А теперь в этой опаленной зноем степи жизнь забила бурным ключом.
Сроки сжатые. Об этом помнит каждый. За короткое время предстоит вынуть 135 тысяч куб.метров грунта, уложить до 300 куб.метров железобетона, смонтировать до 5 километров напорного трубопровода, построить две насосные станции. Грандиозная стройка! Такого еще не знали таловчане. Сухая Чигла, сотни лет носившая это название, по воле человека превращается в "Таловское море"!
В один из воскресных дней на берегу "Таловского моря" было особенно многолюдно. По случаю окончания строительства правобережной насосной станции и каналов первой очереди состоялось народное торжество. Отметить вторую крупную победу на стройке съехались колхозники всех окрестных сел. Всюду знамена, флаги, гремят оркестры, льются песни.
С грузовика, украшенного кумачем, представители общественности горячо поздравляли своих строителей. На импровизированную трибуну, к микрофону, одни за другим поднимались ораторы в намазанных блузах, с загоревшими потными лицами. Мы слушали необыкновенно сильные и в то же время простые, но волнующие речи. Чувствовалось, что они исходили из самых глубин души, от чистого сердца. Репродукторы, наскоро установленные на шестах, во всю мощь несли эти речи в степные просторы. Советские люди славили свою Родину, большевистскую партию, любимого вождя народов товарища Сталина.
Победный голос таловских хлеборобов, как суровый приговор стихийным силам природы, гордо прозвучал на всю Каменную степь".
... Калачеевский поезд из Воронежа прибыл в Таловую ровно в полночь.
Утром выяснилось, что с этим же поездом приехала большая группа экскурсантов из Сталинградской, Орловской, Рязанской областей, которая будет изучать опыты Института Земледелия по освоению травопольной системы, устройству прудов и насаждению лесных полезащитных полос. Позже они осмотрят чудесное творенье человеческих рук - "Таловское море".
Я искренне радовался за свой район. Ведь это у нас, в Каменной степи родилась новая русская наука - наука покорять природу; ведь это у нас, на наших землях проверяли свои опыты великие агрономы Вильямс и Докучаев; ведь это у нас, в Каменной степи по воле человека колхозные земли несут обильные урожаи, шумят мощные леса, зеркалами блестят пруды.
... Проезжая мимо "Таловского моря" шофер не мог не остановиться. Да оно и понятно: лес, прохлада, вода.
Мы приехали как раз в обеденный перерыв. Сюда спешили с полей косари, вязальщицы, возчики золотых снопов. Скинув одежду, они бросались в воду, барахтались, брызгались. Старички отвязывали лодки и, оттолкнувшись от берега, плыли в заводи что - либо поймать из рыбешки. Парни же взбирались на вышку и прыгали оттуда кто как мог.
Соблазн был настолько велик, что я тоже поднялся на вышку, прыгнул в воду и присоединился к купающимся. Мне рассказали: в выходные дни сюда съезжается масса колхозников, рабочих и служащих, студентов, учителей.
Садясь в машину, я вспомнил прочитанный рассказ "Таловское море". То была стройка. С тех пор немало прошло времени. Почему бы теперь не написать книгу о золотых хлебах, о буйных зеленых лесах, о людях, которые смело переделывают природу?
А такая книга будет написана.
Это было во второй половине июля 195* года.
Демобилизовавшись из армии, я возвращался в родные края через Москву. Поезд Москва - Воронеж должен был отправиться не раньше, чем через 30 минут. И чем меньше оставалось времени до отхода, мысли о доме, о родном колхозе, о необъятных просторах Каменной степи назойливее сверлили мозг. "Как там теперь, какие изменения произошли, чего добились наши степные труженики?" Я верил в успех своих земляков, но не мог представить себе полной картины.
Помню, в центральных газетах я читал о героических делах таловчан в борьбе с природой, видел снимки красивых прудов и лесных полос, окаймляющих колхозные поля, кое - что узнавал из писем от родных.
Дабы избавиться от назойливых мыслей и несколько отвлечься, я зашел в книжный киоск. Девушка в белом берете бойко торговала газетами. Я тоже купил свежий номер "Правды" и заглянул на витрину. Читаю и не верю глазам своим: "Таловское море", издание 195* года.
"Да где это может быть такое море? - подумал я. - Ни на одной карте не встречал подобного названия. А может и в самом деле, где - нибудь, есть такое "Таловское море"?
Прошу подать мне брошюру.В эту же минуту радио сообщило об отправлении поезда. Я занял свою полку.
До самого Воронежа я не отрывался от книги. Рассказ захватил меня. В нем я встретил имена своих товарищей - односельчан знатных мастеров высокого уровня, друзей трактористов и агрономов. Автор правдиво описывал героику дней великой сталинской эпохи.
"... Стояла золотая осень 194* года. В двух километрах к северо - востоку от поселка Таловая, на речке Сухая Чигла, небольшая группа инженеров "Союзводпроекта" изучала эту негостеприимную местность. Здесь предполагалось наметить трассу будущего водохранилища, которое бы в короткий срок преобразило лицо этого скудного клочка земли. Геодезические, гидрогеологические, агропочвенные и экономические изыскания показали, что здесь можно создать такой водоем, который сумеет в полной мере оросить 500 гектаров колхозной земли.
"Таловское море", разлившись весной по руслу высохшей речки в длину 7 километров, начиная приблизительно от границы шестого поля колхоза им. Шевченко, Нижнекаменского сельсовета, до границы восьмого поля колхоза "Красное знамя", будет иметь зеркало воды в 60 гектаров. Водохранилище вместит 4 миллиона куб.метров воды. Это на 1и миллион кубических метров воды больше, чем имеется во всех 172 прудах Таловского района!
... И вот, пришла весна. Вереницы подвод, тяжело груженве трубами, лесом, цементом, камнем, лопатами и разным хозяйственным инвентарем, потянулись в пустынные места, к пересохшему руслу речушки Сухая Чигла, название которой говорило о давнишней кончине всякой живности в этих местах.
У отмеченных колышками мест, люди сгружали привезенное и снова отправлялись в путь. То и дело сновали колхозные автомашины, громыхая кузовами и поднимая клубы черной пыли.
Редкие, в первые дни, колхозные таборы с каждым днем росли, наливались людской силой, оживлялись сизым дымком костров, от которых далеко разносился щекочущий нос запах вкусной полевой каши. Сюда съезжались хлеборобы колхозов Им. Куйбышева, "Победа Перекопа", им. Шевченко "Новая жизнь", "Красное знамя", им. Чапаева и рабочие семеноводческого совхоза "Таловский".
Пешком и на лошадях, на автомашинах и волах двигался людской поток к месту будущего водохранилища.
Быстро управившись с посевом яровых, звеньевые энтузиасты борьбы с природой вели своих подруг на строительство "моря". Вот, оживленно о чем - то споря, идут девушки колхоза "Коминтерн". Их возглавляет Поля Лысенко. Вскоре показались новые группы. Мы узнали боевых девчат звеньевой Вали Поповкиной из колхоза "8 Марта". Пришли звенья из колхозов "5-й Декабрь" и "Красное поле".
Воображение вдохновленных людей рисовало прекрасную панораму будущего. Закладывая только еще фундамент, люди уже видели "морские волны", взбивающие пену у берегов, белое скопище водоплавающей птицы, быстрокрылых чаек, чибисов, массу лодок, купальную вышку и многое, многое другое.
Вспаханная лента вокруг водоема уже казалась широкой лесной полосой, которая, как изумрудная оправа, окаймляет это "морское" зеркало.
Вечерние беседы у костров о делах стройки, о том, что "морскую воду" мощные насосы пошлют по трубам в полевые каналы, туда, где земля, опаленная солнцем и горячими ветрами до сих пор приносила скудные урожаи; о том, что на огородные плантации скоро придет живительная влага и вызовет к жизни буйную овощную растительность.
В предвидении больших преобразований, во имя борьбы со злобствующей стихией люди не жалеют ни труда, ни сил, ни времени. Все свои благородные порывы труженики степи отдают на алтарь родного отечества.
Вот уже поднялась двенадцатиметровая плотина. Над ней гордо реет кумачовое полотнище - символ первой победы. На левом берегу бригады колхозов им. Шевченко и "Победа Перекопа" соревнуются за быстрейшее окончание строительства малой насосной станции. 80 лошадиных сил будут гнать воду по трубам до стыковой точки границ 6, 7 и 4 полей колхоза им. Шевченко. Затем, по открытым магистральным каналам вода помчится на север к полям колхоза им. Шевченко, а второй рукав пересечет железнодорожную линию Таловая - Поворино на 264 километре и оросит земли колхоза "Победа Перекопа". Этим откроется новая страница колхозной жизни. Мысли хлеборобов выращивать ежегодно 200-пудовый1 урожай станут неопровержимым фактом. Они станут фактом потому, что наши степные хлеборобы глубоко верят в свое дело.
Правобережная насосная станция мощностью в 300 лошадиных сил будет посылать воду на расстоянии 1430 метров до самой высокой точки на полях Таловского семсовхоза. Потом эта вода войдет в открытый трехкилометровый канал, пересечет грейдерную дорогу Таловая - Чигла и двумя мощными потоками устремится на орошаемые участки колхоза им. Куйбышева и семсовхоза.
Эту станцию строят бригады колхозов им. Куйбышева, "Железнодорожник" и рабочие совхоза. Им приехали помогать колхозники таловских артелей.
Строительство "Таловского моря", как гигантский магнит, продолжает притягивать к себе все новые и новые людские резервы.
Организованно, на автомашинах с духовым оркестром и знаменем мчатся на строительство комсомольцы и молодежь районного центра. Рабочие и служащие предприятий и учреждений в выходной день уходят к "морю" помочь строителям.
Стройка, как огромный муравейник! Совсем недавно не только люди, даже птицы не залетали сюда. А теперь в этой опаленной зноем степи жизнь забила бурным ключом.
Сроки сжатые. Об этом помнит каждый. За короткое время предстоит вынуть 135 тысяч куб.метров грунта, уложить до 300 куб.метров железобетона, смонтировать до 5 километров напорного трубопровода, построить две насосные станции. Грандиозная стройка! Такого еще не знали таловчане. Сухая Чигла, сотни лет носившая это название, по воле человека превращается в "Таловское море"!
В один из воскресных дней на берегу "Таловского моря" было особенно многолюдно. По случаю окончания строительства правобережной насосной станции и каналов первой очереди состоялось народное торжество. Отметить вторую крупную победу на стройке съехались колхозники всех окрестных сел. Всюду знамена, флаги, гремят оркестры, льются песни.
С грузовика, украшенного кумачем, представители общественности горячо поздравляли своих строителей. На импровизированную трибуну, к микрофону, одни за другим поднимались ораторы в намазанных блузах, с загоревшими потными лицами. Мы слушали необыкновенно сильные и в то же время простые, но волнующие речи. Чувствовалось, что они исходили из самых глубин души, от чистого сердца. Репродукторы, наскоро установленные на шестах, во всю мощь несли эти речи в степные просторы. Советские люди славили свою Родину, большевистскую партию, любимого вождя народов товарища Сталина.
Победный голос таловских хлеборобов, как суровый приговор стихийным силам природы, гордо прозвучал на всю Каменную степь".
... Калачеевский поезд из Воронежа прибыл в Таловую ровно в полночь.
Утром выяснилось, что с этим же поездом приехала большая группа экскурсантов из Сталинградской, Орловской, Рязанской областей, которая будет изучать опыты Института Земледелия по освоению травопольной системы, устройству прудов и насаждению лесных полезащитных полос. Позже они осмотрят чудесное творенье человеческих рук - "Таловское море".
Я искренне радовался за свой район. Ведь это у нас, в Каменной степи родилась новая русская наука - наука покорять природу; ведь это у нас, на наших землях проверяли свои опыты великие агрономы Вильямс и Докучаев; ведь это у нас, в Каменной степи по воле человека колхозные земли несут обильные урожаи, шумят мощные леса, зеркалами блестят пруды.
... Проезжая мимо "Таловского моря" шофер не мог не остановиться. Да оно и понятно: лес, прохлада, вода.
Мы приехали как раз в обеденный перерыв. Сюда спешили с полей косари, вязальщицы, возчики золотых снопов. Скинув одежду, они бросались в воду, барахтались, брызгались. Старички отвязывали лодки и, оттолкнувшись от берега, плыли в заводи что - либо поймать из рыбешки. Парни же взбирались на вышку и прыгали оттуда кто как мог.
Соблазн был настолько велик, что я тоже поднялся на вышку, прыгнул в воду и присоединился к купающимся. Мне рассказали: в выходные дни сюда съезжается масса колхозников, рабочих и служащих, студентов, учителей.
Садясь в машину, я вспомнил прочитанный рассказ "Таловское море". То была стройка. С тех пор немало прошло времени. Почему бы теперь не написать книгу о золотых хлебах, о буйных зеленых лесах, о людях, которые смело переделывают природу?
А такая книга будет написана.
Б. Степной.
Таловский колхозник. - 1949. - 10 марта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение...