Индекс цитирования.

четверг, 1 марта 2018 г.

Памятник Александру II, с. Новая Чигла (история памятников)

Исторические публикации 

1911 год: первый скульптурный памятник в селе Новая Чигла


          Предлагаемые вниманию читателей перепечатки двух статей – из  «Воронежских епархиальных ведомостей» за 1911 год и «Памятной книжки Воронежской губернии за 1915 г.» –  посвящены одной знаменательной дате в истории России – полувековому юбилею отмены крепостного права. 19 февраля 1861 года по манифесту царя Александра II российские крестьяне получили возможность выйти из крепостной зависимости. В память об этом событии в 1911 году в России стали массово сооружаться типовые  штампованные памятники царю-освободителю.  В Воронежской губернии на площадях сел и уездных городов на народные средства было установлено тогда 89 памятников государю. 
          Первая статья – это отчет  священника Покровской церкви села Новая Чигла Владимира Левашова о церемонии открытия памятника императору Александру II в селе Новая Чигла.  Фотографий этого памятника или рисунков с его изображением, также как и фотографий церемонии его открытия,  не сохранилось.


Открытие памятника Царю-Освободителю, Императору Александру II-му, в селе Новой Чигле  Бобровского уезда. [1]
 
       26 сентября текущего 1911 года в приходе Покровской церкви села Новой Чиглы Бобровского уезда было совершено торжественное открытие памятника Царю-Освободителю, Императору Александру II-му. Памятник построен на средства крестьян Новочигольской  волости [2] по инициативе земского начальника 6 участка полковника Виктора Михайловича Яковлева [3]  на площади против западных ворот ограды Покровской церкви.
      По заранее сделанному г(осподином) инспектором народных училищ и о. о. заведующими местными церковно-приходскими школами распоряжению в торжестве открытия приняли участие дети Новочигольских школ [4]. Все они были в этот день в церкви и молились за литургиею. Всенощное бдение было совершено накануне.
      После заамвонной молитвы священником Владимиром Левашовым было сказано следующее поучение: «Во имя Отца и Сына и св. Духа». У нас сегодня, бр(атья), особенное торжество: сейчас, после литургии, мы с вами выйдем из храма, взяв святые иконы и знамена, и пойдем к памятнику, только что построенному, Царю-Освободителю.
      Там, окропив его святою водою, помолимся о почившем Царе-Освободителе, а также и о здравии ныне благополучно царствующего Внука Его, Государя Императора Николая II-го, и о всей державе Его.
      Какие же основания во слове Божием для такого торжества и молитвы, и угодны ли Господу Богу те чувства, «отдавшись которым, мы воздвигли этот памятник, как видимый знак, или выражение этих чувств?
      Братья! Всякое торжество, всякое явление общественной жизни, которое Церковь Святая находит возможным и даже считает своею обязанностью освятить своими молитвами и благословением, – всякое такое торжество и явление имеют для себя основание и оправдание в слове Божием.
     Так и наше торжество…
     Мы воздвигли памятник… Почему? Потому что чувство глубокой благодарности к Царю-Освободителю побудило нас на это!..
     Мы будем молиться о Почившем Царе и о Царе, ныне здравствующем… Почему? Потому что молитва за Царя заповедана нам нашею верою христианскою.
     Вот десять прокаженных мужей… Они получили от Христа исцеление от проказы… Десять исцелились… А благодарил Спасителя только один. И что же? «Не десять ли очистились? – спросил Христос: «где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лук. 17, 17-18).
      Как видите: неблагодарность Господь осудил, а чувство, которое понудило исцеленного возвратиться к Христу, т. е. чувство благодарности, Господь одобрил…
      И мы с вами построили этот памятник, будучи движимы чувством глубокой, если можно так выразиться, беспредельной благодарности к Царю-Освободителю за великое благо, сделанное им для русского народа.
       А как, действительно, велико это благо или счастье для русского народа, об этом горячо и много могли бы рассказать наши деды и отцы, на себе испытавшие всю тяготу крепостной зависимости…
       Мы же с вами, выросшие, а большинство и родившиеся уже свободными, и живущие при всех благодетельных последствиях освобождения, на самих себе этой тяготы не испытали и положение «крепостного» для нас уже не так-то и понятно… Однако верим голосу истории и свидетельству современников, что, подлинно, тяжело было то время для русского народа, когда он был крепостным, что, действительно, великое благо или счастье дал русскому народу Царь-Освободитель, сделав его свободным…
      А посему, благодарные за это счастье, будем молиться за Царя-Освободителя Императора Александра II, твердо памятуя, что это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу.
      «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Императора Александра II-го…  А ныне благополучно  царствующего Государя Императора Николая II-го сохрани Его, Господи, на всех путях Его и утверди державу Его»
      Раскройте Библию и вы увидите, что, действительно, молитва за царей – это одна из добродетелей, украшающих христиан. «И так, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тимоф. 2, 1-3).
       Смотрите: во-первых, – это угодно Спасителю нашему Богу; а, во-вторых, от этого зависит и наше земное счастье и благополучие, и преуспеяние в добродетели: «дабы нам проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Утвердитесь, возлюбленные, в таких мыслях и таком настроении. Аминь».
       По окончании литургии местные священники (три) во главе с Благочинным, священником Вознесенской церкви о. Николаем Часовниковым, вышли с двумя – Вознесенским и местным – крестными ходами к памятнику, уже окруженному тысячами народа. По распоряжению земского начальника, школьники заняли место впереди рядом с двумя хорами певчих – Покровским и Вознесенским.
      Перед началом молебна священник о. Николай Часовников обратился к присутствующим со следующим словом:
    «Православные христиане! 19 февраля 1861 года, 50 лет тому назад, державною волею Царя-Освободителя Императора Александра II-го крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. По слову Монарха рухнуло крепостное право, пали цепи векового рабства и многомиллионный русский народ стал свободным…
      Этот величайший акт любви Царя к своему народу никогда не изгладится из памяти народной. С именем Императора Александра II будет связано и за ним навсегда останется  имя Освободителя, бессмертие в истории и вечная благодарная память в потомстве как об одном из величайших благодетелей человечества. А что благодарная память о Царе-Освободителе действительно сохраняется и живет в народе, доказательством того служит та отзывчивость, с какою отнеслись крестьяне к предложениям своих земских начальников ознаменовать нынешний 50-летний юбилейный год освобождения своего от крепостной зависимости сооружением памятников Царю-Освободителю, Императору Александру II-му…
       Торжество, на которое вы собрались – необычайное и весьма важное по своему значению: необычайное, потому что редкое и единственное в своем роде; важное, потому что служит видимым осязательным проявлением того чувства любви, которое вы питаете к памяти незабвенного Царя-Освободителя. [5]
       Но, может быть, некоторые из вас спросят: для чего сооружаются памятники, когда и без того имена благодетелей человечества, обессмертивших себя славными делами, передаваясь из уст в уста, от одного поколения другому, живут и сохраняются в памяти народной? Это правда, что путем устной передачи может сохраняться и действительно сохраняется в потомстве память о благодетелях человечества… Но годы и века проходят, поколение сменяется поколением, все уносится и уходит в даль  веков, в глубину вечности… Возможно поэтому, что и имена благодетелей человечества затеряются в этой дали, и забудутся их славные дела. Чтобы этого не случилось, чтобы на все века сохранилась память о них, благодарное потомство сооружает им памятники для постоянного напоминания об их славной деятельности грядущим поколениям… Итак, памятник, во-первых, есть как бы дань благодарного потомства тому лицу, перед славными делами которого оно благоговеет; во-вторых, памятник служит для более наглядного представления и напоминания о жизни и деятельности того лица, в честь которого он сооружается.
         Вот и сейчас при взгляде на настоящий памятник перед нашим мысленным взором встает величавый образ Великого Государя Императора Александра II, вложившего всю свою душу в великое дело освобождения  крестьян от крепостной зависимости. Господь наш И. Христос сказал: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже и Аз возлюбих вы. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоанн. 15. 12-13).
        Православные христиане! Любвеобильный Царь Александр II освободил крестьян во имя этой евангельской любви к ближним. Пусть же этот памятник будет для вас всегдашним живым напоминанием того великого дела, того великого блага, которое он сделал для вас. И если случится, что сын или дочь, или прохожий какой спросит у тебя, указывая на этот памятник: кто это? – скажи ему: это тот, кто даровал нам благо свободы, кто возвратил нам права человеческие; это тот, кто одарил нас дарами семейного счастья, дал нам самоуправление и справедливый суд… Но, возлюбленные чада Православной Церкви! Воздвигнув памятник Царю-Освободителю для увековечения Его памяти, будем иметь неизменные твердые и непоколебимые чувства верноподданической преданности и любви к ныне благополучно царствующему Его Внуку, Благочестивейшему Самодержавнейшему, Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, будем благодарны Ему за Его царственные заботы о нас, будем молиться о Его счастьи и благоденствии. Потому что от этого зависит и наше благополучие, и счастье (1 Тимоф. 2, 2); будем послушными Его благодетельным законам и повиноваться поставленным от него начальникам.
        Приступая к освящению памятника, заканчиваю слово свое бессмертными заключительными словами Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян – словами, посмотрите, красующимися и на этом памятнике: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
        Слово было выслушано с глубоким вниманием.
        В конце молебна памятник был окроплен св. водою. По окончании молебна многолетие и вечная память Императору Александру II. После этого земский начальник сказал речь с сильным воодушевлением, громко, ясно и отчетливо. В речи он перечислил с кратким, но вполне доступным для крестьян объяснением все реформы, совершенные Императором Александром II, Сыном Его Александром III и Внуком, ныне благополучно царствующим Императором Николаем II – на благо и счастье русского народа. «Да здравствует Государь Император Николай II – ура!!!» – закончил он свою речь.
         Необыкновенно дружно, с искренним воодушевлением это «ура» было подхвачено всеми присутствующими, и когда начало затихать, два хора певчих совместно со школьниками запели «Боже, Царя храни!..», после чего снова дружное «ура» и пение «Коль славен наш Господь в Сионе»…
        Перед памятником выступил учитель местной земской школы Т-о. В чрезвычайно энергичной речи он бурным потоком, хоть и немногих, слов захватил внимание присутствующих и еще приподнял их настроение.
       На его речь певчие ответили пением «Славься, славься» и «многи лета, многи лета, православный русский Царь»…
       Под звон колоколов священнослужители удалились с крестным ходом в храм.
      Это наше маленькое приходское торжество как бы осветило на мгновение яркою, радостною полосою бедную радостями и не скудную печалями крестьянскую жизнь, приподняв в присутствующих в минуты торжества религиозное настроение и влив в сердца их некоторую свежую струйку чувства национальности…
                                                                                Священник Влад. Левашов. 

Воронежские епархиальные ведомости. 1911. №44 неоф.ч. С.1144-1151.  

Комментарии и примечания: 

1. Во время революционных событий 1917 года, или позже (как это теперь установить?) памятник императору Александру II в селе Новая Чигла был уничтожен вместе с пьедесталом. Интересно, нашли ли отражение факты существования и уничтожения памятника царю в исследованиях новочигольского краеведа Лукьянова А. Т.?

2. Волость – нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности. Образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян; после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян. «Новочигольская волость состояла из самостоятельных сельских обществ: Тальское и  Торбеевка – по правому берегу р. Чиглы, Мыш(к)инское и Починки – по левому, а также поселков Никольский и Александровский». Чулков Н. Село Новая Чигла Бобровского уезда. // Воронежские епархиальные ведомости. 1884. №18 неоф. ч. С. 646.

3. Земский участковый начальник – чиновник Российской империи из дворян в 1889-1917 годах, контролировал деятельность органов крестьянского общественного управления и являлся первой судебной инстанцией для крестьян.

4. В 1911 году в селе Новая Чигла, как следует из клировых ведомостей Покровской и Вознесенской церквей, было шесть школ: две земские, одна министерская, и три церковных: мужская школа грамоты и церковно-приходская для девочек при Покровской церкви и церковно-приходская при Вознесенской церкви.

5. Конечно, о. Николай имел в виду неординарность сооружения монументального памятника именно в своем селе – ведь до этого никакие памятники людям в Новой Чигле не устанавливались.
                           
                   Публикация, комментарии и примечания Наталии Мусиенко.





 Воронежские епархиальные ведомости. 1911. №44 неоф.ч. С.1144.






Следующая статья – это, фактически, перечень всех памятников  Александру II, установленных в Воронежской губернии в юбилейный и последующие годы. Перечню предпослано краткое вступление автора Литвинова В. В. Источниками для публикации послужили опись сведений 1913 г. об открытых памятниках Императору Александру II, составленная Воронежским Губернским Статистическим Комитетом и  сообщения местных периодических изданий тех лет. В перечне даются фабрики-изготовители, приводятся даты установки памятников, источники финансирования и стоимость монументов и бюстов царю в одиннадцати уездах (нет Новохоперского уезда) Воронежской губернии.                                                        
   
Памятники Императору Александру II, открытые в Воронежской губернии. *

         19 февраля 1911 г. исполнилось 50 лет со дня издания знаменитого манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Воронежская губерния, как и вся Россия, достойным образом отпраздновала это событие. В юбилейный день во всех церквах губернии были совершены литургия и молебствие с провозглашением вечной памяти Царю-Освободителю и его сотрудникам по освобождению   крестьян и сказаны соответствующие поучения.
        В учебных заведениях накануне юбилея, 18 февраля была отслужена панихида (а при тех учебных заведениях, где имеются церкви, и всенощная), с кратким словом законоучителя о великой реформе, а в день юбилея отправлялись литургия и благодарственное молебствие, после чего следовал юбилейный акт, на котором преподавателями излагались учащимся сведения о реформе 19 февраля в связи с главными событиями из жизни и царствования императора Александра II. А учащимися декламировались стихотворения, читались статьи и отрывки, исполнялось пение кантат и юбилейных песен. В заключении учащимся раздавались юбилейные брошюры. Большинством уездных земств были учреждены при учебных заведениях  стипендии имени Царя-Освободителя для выдачи их способнейшим крестьянским детям. Имя императора Александра II присваивалось также начальным народным училищам, открывавшимся в 1911 г.
       Единодушно, с особым душевным подъемом, отозвались на юбилей крестьяне и не только бывшие крепостные и получившие волю в 1861 г., но и не знавшие помещичьей власти. Во многих селах губернии состоялись постановления об открытии в назидание потомству и на память о совершившемся великом событии общественных памятников Царю-Освободителю. Результатом таких постановлений в Воронежской губернии было открытие памятников Императору Александру II в следующих местах.

 * Источники: 1) дело по описи 1913 г. № 17 Воронеж. Губерн. Статистич. Комитета о собирании сведений об открытых памятниках Императору Александру II и 2) сообщения местных периодических изданий…

…Бобровский уезд.

1) В слоб. Бутурлиновке, на площади, перед волостным правлением. Открыт 3 мая 1912 г. Это самый лучший и ценный (стоим. 10629 руб.) памятник Царю-Освободителю из открытых в Воронежской губ. Памятник сооружен на средства крестьян слоб. Бутурлиновки по модели академика А. М. Опекушина. Бронзовая фигура императора Александра II изображена стоящей во весь рост, в порфире. На пьедестале из финляндского гранита имеются надписи: на лицевой стороне – «Царю-Освободителю Императору Александру II», на обратной – «Благодарные крестьяне сл. Бутурлиновки 1861-1911 гг.». На самом памятнике надпись: «Исполнено по модели акад. А. М. Опекушина на фабрике преемн. А. С. Козлова. Москва». Пьедестал изготовлен в Финляндии акционерным обществом «Гранит». Вокруг памятника красивая железная кованая решетка (сделана торговым домом П. И. Шибанова и К-о в Москве), к которой прикреплена мраморная доска с надписью: «Сооружен на средства исключительно Бутурлиновского сельского общества».*


2) В с. Хреновом. Открыт в августе 1911 г. на средства (500 руб.) Хреновского волостного общества. Памятник (бронзовый бюст на каменном, отделанном под гранит, пьедестале) изготовлен Всероссийским национальным Клубом в Петрограде.

3) В с. Новой Чигле на площади против церкви. Открыт 26 сентября 1911 года. Изготовлен на средства крестьян Ново-Чигольской волости Всероссийским национальным клубом в Петрограде (стоим. 879 руб.). Бронзовый бюст на каменном пьедестале.

4) В с. Козловке. Открыт 8 сентября 1911 г. на средства крестьян Козловской волости (стоим. 700 руб.). Бронзовый бюст на каменном пьедестале.

*Вид памятника с кратким описанием торжества открытия его воспроизведен в одном из № № журн. «Огонек» 1912 г.

В. В. Литвинов. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1915г. Отд. 4. С. 33-42.

Публикация Наталии Мусиенко






1 комментарий:

  1. Возможно, на месте этого памятника и "стояли 2 пионера". На карте, как раз, и отмечено это место.
    А вот фото этого пьедестала поместить сюда я не могу, тут вроде нет такой возможности

    ОтветитьУдалить

Ваше мнение...