Индекс цитирования.

воскресенье, 25 марта 2018 г.

Православие (страницы истории)

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В НАШЕМ КРАЕ

Потеря Святыни

       Во вновь образованном Таловском районе насчитывалось 17 церквей. Каждая из них была по – своему хороша. Возведены они были русскими умельцами на средства селян и жертвователей. Церкви тогда были культурными центрами, регулирующими жизнь населения.
       Революционные события 1917 года внесли радикальные перемены в жизнь религиозных объединений и изменили общественно – государственный статус Русской православной церкви. Основные  принципы Советского законодательства о религиозных культах были изложены в декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви.» Отныне религиозные общества не имели права владеть собственностью, не имели права выступать в качестве юридического лица. Имущество религиозных объединений объявлялось народным достоянием. С храмов снимали кресты и колокола, закрывали, ломали, взрывали. Священнослужителей и церковных активистов преследовали, арестовывали, ссылали. Посещающих церковь презирали, выставляли на посмешище.
       В 1936 – 38 гг. по району прокатилась волна атеистической борьбы с православными храмами. В рабочем поселке Таловая и I Шанинском сельском Совете закрывали Покровские церкви под предлогом создания зернохранилищ. Закрытая Никольская церковь в п. Никольское, Покровская – в селе Синявка использовались в тех же целях.  Часть Александро – Невской церкви в с. Александровка была использована под склад, а позже переоборудована под клуб. И в 1978 году этот памятник русского зодчества взорвали.
      Были разобраны на стрйматериалы для госучреждений златокупольный Казанский храм из красного кирпича с белой отделкой и совсем новая кирпичная церковь, построенная вместо старой деревянной Архангело – Михайловской в с. Орловка. Та же участь постигла Хорольскую церковь в честь Рождества. Богородицы и Никольскую в п. Бирюч. В закрытых церквях с. Авраамовка (совр.  Абрамовка) и п. Колодеевка организовали клубы. Не сталоПокровской церкви в Новоголских выселках.
        До 30-х годов прошлого века восхищала всех своей красотой Чигольская Покровская церковь. Здание ее было образцом прекрасной архитектуры. Это дело рук русских зодчих XIX  века. Она имела три алтаря, много икон, стены были расписаны искусными живописцами, изобразившими деяния святых, события священной истории. Строительство храма начато в 1812 году в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В период тотального отрицания религиозных ценностей прекрасный храм был разрушен. Сейчас на его месте – только развалины.
       Одним из самых красивейших храмов Воронежской епархии был Троицкий храм с. Верхняя Тишанка.
       В 1693 году на небольшой речке Тишанке, неподалеку от ее впадения в реку Битюг, по благословению святителя Митрофана Воронежского Никита трутник основал Троицкий Битюцкий мужской монастырь, просуществовавший до 1763 года. Рядом с монастырем поселились крестьяне, основав село Тишанка, позже получившее название Старая Тишанка.
       В 1762 году выше по реке поселились переведенные из-под Ярославля крестьяне, основавшие село Верхняя Тишанка. В 1764 году монастырь был упразднен, а главная соборная Троицкая церковь, деревянная, с пятью куполами, по ходатайству верхнетишанских крестьян, была перевезена в село (1768 г.) и поставлена в прежнем виде.
       Судьба церкви тесно связана с помещиками села Трощинскими, а затем Шлихтингами. Дмитрий Прокофьевич Трощинский, министр юстиции и внутренних дел России, занимался реставрацией обветшавшей деревянной церкви в 1815 г. Церковь имела пятиярусный иконостас, для которого он приобрел 59 икон, а 7 из них были написаны В.Л. Боровиковским и украшали Царские врата на иконостасе. Красотой и великолепием храма в свое время восхищался святитель Антоний Смирницкий (ныне прославленный во святых воронежский архипастырь).
       В 1828 году незадолго до своей кончины Д.П. Трощинский выстроил к западу от церкви кирпичную колокольню. С церковью колокольня соединялась открытой деревянной галереей. В этом же году была поставлена каменная ограда.
      В XIX веке было решено заменить обветшавшую деревянную Троицкую церковь на каменную. Для этого к колокольне пристраивается вытянутый кирпичный прямоугольный объем без купола (сейчас это теплая или зимняя часть храма), который в дальнейшем предполагалось соединить с новым храмом. Таким образом, прямоугольный объем стал бы «трапезной» частью храма. После завершения строительства в нее был перенесен иконостас из деревянной Троицкой церкви, а сама церковь разобрана до основания.
       На месте первоначальной Троицкой церкви на рубеже – XX веков начинается строительство нового огромного кирпичного храма. В 1905 году он был построен. Сегодня это одна из крупнейших и красивейших церквей в области.
       В годы разорения храмов печальная участь постигла и Троицкую церковь. В 1937 году храм закрыли. Священники и некоторые работники храма были арестованы.

Без вины виноватые

       Священник (протоиерей) Николай Бучнев (Бучнев Николай Владимирович). Родился в 1879 году в селе Верхняя Тишанка Бобровского уезда Воронежской губернии. Происходил из крестьян. Имел среднее образование. Должность: благочинный округа. Служил в Троицкой церкви с. Верхняя Тишанка. Был «раскулачен» и лишен избирательных прав. В 1929 г. Отец Николай Бучнев был арестован органами ОГПУ. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Воронежской области 1.10.1937г. Обвинение: «организация контрреволюционной монархической группы церковников; антисоветская агитация пораженческо – повстанческого характера».Статья 58 – 10 ч.2, 58 – 11 УК РСФСР.
        Священник Митрофан Александров (Александров Митрофан Иванович). Родился в 1879 году в селе Барщево Щучинской волости Бобровского уезда Воронежской губернии. Был унтер – офицером царской армии. Имел среднее образование. Служил в Троицкой церкви с. Верхняя Тишанка. Принимал участие в белом движении, был «раскулачен» и лишен избирательных прав. Арестован в сентябре 1937 года. Приговорен тройкой при УНКВД СССР по Воронежской области
1.10.1937. Обвинение: «При¬надлежность к контррево¬люционной монархической группе церковников». Ста¬тья 58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР. Приговор - 10 лет ИТЛ. Место заключения город Владимир, городская тюрьма. Предположительно сослан в сибирские лагеря. Дальнейшие сведения от¬сутствуют.
       Священник Моисей Кос¬тин (Костин Моисей Васи¬льевич). Родился 1872 в с. Подгорное Острогожского уезда Воронежской губер-нии. Происходил из кресть¬ян. Был «раскулачен» и ли¬шен избирательных прав. Служил в Михайловской церкви с. Старая Тишанка. Арестован 24.06.1937 года и осужден тройкой при УНКВД СССР по Воронеж¬ской обл. 1.10.1937. Обвине¬ние: «Клевета на Советскую власть; пропаганда фашиз¬ма; принадлежность к кон-трреволюционной монархи¬ческой группе церковни¬ков». Статья 58-10 ч.2,58-11 УК РСФСР. Приговор -10 лет ИТЛ.
         Дьячков Иван Иванович. Родился в 1860 году в селе Верхняя Тишанка Бобровс¬кого уезда Воронежской гу¬бернии. Должность: староста церкви, председатель церковно-приходского совета. Про-исходил из крестьян. Был «раскулачен» - хозяйство конфисковано. Арестован в 1930 году. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Воро-нежской обл. 1.10.1937. Об¬винение: «Участие в контрреволюционной монархической группировке; пора¬женческая агитация; клеве¬та на Советскую власть и колхозы», Статья 58-10 ч.2, 58-11 УК РСФСР. Приго¬вор - 10 лет ИТЛ. Содер¬жался в Воронежской город¬ской тюрьме в предвари¬тельном заключении. Даль¬нейшая судьба неизвестна.
          Огурцова Александра Михайловна. Родилась в 1886 году в селе Верхняя Ти¬шанка Бобровского уезда Во¬ронежской губернии. Мона¬хиня Александра Огурцова происходила из крестьян. Должность: член церковно¬приходского совета. Была «раскулачена» и лишена из-бирательных прав. В 1930 г. монахиня Александра Огур¬цова была арестована органа¬ми ОГПУ. Осуждена тройкой при УНКВД СССР по Воро¬нежской обл. 1.10.1937. Обви¬нение: «Принадлежность к контрреволюционнои монар¬хической группе». Статья 58- 10 ч.2, 58-11 УК РСФСР. Приговор - 10 лет ИТЛ. Со¬держалась в предваритель¬ном заключении в Воронеж¬ской городской тюрьме.
        В память о Царственных страстотерпцах императоре Николае и его семье, а так¬же о репрессированных свя¬щенниках, монахах и прихо¬жанах Троицкого храма 17 июля установлен ежегод¬ный крестный ход по селу от храма к поклонному кресту, который поставлен на месте уничтоженного пожаром храма в честь Михаила Ар¬хангела в с. В. Тишанка.
       
Заря. – 2013. – 30 июля. – С. 5


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...