Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

понедельник, 5 июня 2017 г.

ТАЛОВАЯ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. КНИГА. РОЖДЕНИЕ ПОСЕЛКА. (Окончание)

       В 1914 году открывается школа для крестьянских ребят, но в ней почти не было учеников. Крестьянские дети вместе с родителями тянули земельную лямку на арендуемых полях.
       К 1916 году население Таловой составляло около одной тысячи человек. К этому времени выросли две полуокружных улицы. Кроме первой линии (ныне Советская улица), на которой были добротные дома богачей), на второй и третьей линиях (Садовая улица), четвертой и пятой линиях (Первомайская улица) выросли домишки бедняцкой части населения, прибывшего в наши края в поисках счастья из разных мест, но в основном это были украинцы. Однако и здесь их также поджидала бедность, изнурительный труд на железной дороге или в найме у купца. Беднота ютилась в глинобитных, подслеповатых мазанках. В одной хатенке размещались от 5—7 и более человек. Топили хаты кизяком и бурьяном, освещались керосиновым или масляным катанием, спали на печи, полатях или просто на земляном полу, покрытом соломой.
       Тяжелым был труд и. железнодорожников. На железных дорогах России существовала беспощадная эксплуатация рабочих, трудовой день железнодорожников ничем не ограничивался. «Акционерное общество Юго-Восточных дорог» ,в своей деятельности преследовало одну цель: извлекать как можно больше прибыли, затрачивая как можно меньше средств на техническое оснащение дороги. В докладе Особой высшей комиссии по исследованию железнодорожного дела в России за 1912 год говорилось: «Из всех железных дорог общего значения в империи хуже, чем на Юго-Восточных, имеется паровозный парк лишь на казенной Средне - Азиатской железной дороге».
       В паровозном депо Таловая условия труда были каторжными. Экипировочных обустройств не было. Уголь подавали на паровозы, как гласит один из документов «в деревянных бадьях мерою, вес которой определен в пять пудов, посредством деревянного треножного переставного крана». По существу это был «журавль», которым берут воду из колодца, только передвижной. Продолжительность трудового дня, установленного после революции 1905 года для работников железнодорожного транспорта, составляла в зимние месяцы 11 часов, в летние — 12. За свой труд путевой рабочий получал 140 рублей в год, машинист паровоза — 750 рублей. Ученики слесаря первые шесть месяцев получали по 10 копеек за двенадцатичасовой рабочий день. После этого оплата прибавлялась, но незначительно. Это подтверждает подлинник такого документа.
       «Свидетельство. Дано Николаю Митрофановичу Иванову в том, что он состоял на службе Общества Юго-Восточных железных дорог с 1 января 1909 года. Ученик слесаря с 1 августа 1912 года по 24 июня 1915 года при депо Таловая с оплатой за последнее время 70 копеек в день. Уволен для отбытия воинской повинности».
       «Работая в тяжелейших условиях, мы изнемогал» от усталости, и когда гудок извещал о конце смены, торопились складывать свои инструменты и, не умываясь, брели домой». Так вспоминает о тех временах один из старейших работников депо Федор Федорович Митрофанов. И дальше продолжает: «И все это повторялось каждый день».
       Февральская революция 1917 года вновь всколыхнула рабочие массы. В первых числах марта рабочие транспорта разогнали железнодорожную жандармерию и взяли охрану порядка в свои руки. Они требовали прекращения грабительской империалистической войны и перехода власти в стране в руки трудового народа, установления 8-ми часового рабочего дня, провозглашения политических свобод. В марте 1917 года на Юго-Восточной железной дороге образуется Временный комитет, который объединял местные комитеты на всех станциях дороги. В Таловой его возглавил один из первых коммунистов,, кочегар паровозного депо Степан Емельянович Ильин, членом комитета стал слесарь депо Сидор Леонтьевич Куротченко. Затем в целях укрепления порядка на местах Временный комитет был реорганизован в Военно-революционный комитет.
       После свершения Октябрьской социалистической революции Воронежский военно-революционный комитет направил в Таловую своего представителя. Им стал моряк Балтийского флота, участник штурма Зимнего дворца Николай Николаевич Иванов. Он был и первым комендантом Таловой.
       Военно-революционный комитет взял всю полноту политической и административно-технической власти на станции Таловая в свои руки, установил строгий революционный порядок и организовал рабочие массы железнодорожников на борьбу с донской контрреволюцией.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...