Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

воскресенье, 1 марта 2020 г.

Участок №24, Шанино (История сел и поселков)

ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ

       Двадцать четвертый участок, пожалуй, был одним из лучших поселков во II Шанино. По обе стороны пруда уютно расположились около 50 крестьянских домиков. В каждой усадьбе выросли хорошие сады и заслонили собой пруд от ветров. Особенно прекрасен бывал он на зорьке. Восходит солнце, а вода, как зеркало, не шелохнется, лишь отражает в себе побеленные домики, сады да облака. На двух плотинах раскидистые ивы скрывали рыбаков, старающихся поспеть к завтраку с уловом.
       А земли такой вряд найти еще где-то. После дождя она рассыпается, как творог. Ноги глубоко тонут в теплой почве, и парует чернозем, сытно питая все. что на нем растет.
        Ну а сады там были самые богатые. Урожаи давали обильные. Почти в каждом доме росло двое-трое ребятишек. Им было чем заняться в саду, огороде ц в поле вместе с родителями.
         Трудно жилось в деревне. Но люди не унывали, трудились изо всех сил. Растили детей, и почти каждый мечтал устроить их в городе. Там жилось полегче, давали благоустроенные квартиры, хорошо обеспечивали продуктами, да и родители отсюда помогали.
       Шли годы. Молодежь разъезжалась учиться и оседала в городах и районных центрах. Родители старились, умирали или уезжали к детям. И опустел поселок. Всего около 10 домов разбросано по обе стороны теперь уже почти высохшего пруда. И живут там одни пенсионеры, бывшие свекловичницы и доярки, трактористы и пастухи, отдавшие все свои силы на благо Родины. А теперь мало кто из них может содержать кормилицу-коровку, так как руки косарей не в силах заготовить для нее корм.
        Пустые усадьбы заполонили горький лопух, крапива, чистотел, чертополох. И разгулялся бурьян не на шутку, да такой высокий, что на лошади проедешь — не видно. Подчинил себе и плотины, и степь, и пруд. За густыми зарослями люди не видят друг друга. Была бы сила, выкосили бы все. Да у нас на Руси народ терпеливый. Как и прежде, надеется, что «...сам увидит барин, что плоха избушка...», и пошлет трактор скосить бурьян, дать раздолье оставшимся козам и овечкам.
         А что до кур, то теперь их со двора не выпустишь. Лиса настолько осмелела, прямо за забором ходит и человека не боится. Только и ждет промашки, когда цыпленок пролезет за забор. Сороки и вороны и те от двора не отлетают, тоже охотятся.
        Брошенные сады лет за 10 —15 так заросли кленом, что без топора и ножа не пройти. Это дерево щедро шлет свои семена - вертолетики во все концы села. Ветви яблонь пронизаны тонкими кленовыми побегами так густо, что порою трудно отыскать веточку. Но что удивительно, яблони не сдаются. Они по-прежнему дают неплохой урожай, н никто их не обрабатывает никакими химикатами. Зато птицы вернулись в эти сады.
        Самые верные земле родной люди остались в поселке. Не хочется им покидать обжитые места. Баба Маня Кузнецова жила в домике одна. Давно разъехались племянники, которых она помогала выращивать сестре. Давно нет сестры и ее мужа. Но племянники чтили бабу Маню и часто к ней приезжали. помогали чем могли.
       А когда те уезжали, соседи не бросали бабушку Каждый день наведывалась Анна Васильевна Нефедова я спрашивала шутя: «Жива ты тут, баб Мань?». У старушки чисто и уютно в домике. Особую прелесть представляют самодельные клочковые одеяла, коврики. На стенах — фотографии в рамках, икона в углу, украшенная кружевными занавесками.
Спросишь бывало:
Не страшно тебе, баб Мань, спать одной?
Да ничего! Только крысы докучают. Обнаглели так, что уж по мне бегают. Я теперь с головой укрываюсь. А как палкой застучу — убегают.
        Постарела баба Маня. На эту зиму решила племянница Паша забрать ее в Воронеж. Уговорила. И автобус в товариществе пообещали. Только бабуля наша стала какая-то грустная. А под конец не выдержала, пошла в сад. обняла яблоню и запричитала: «Яблонька ты моя милая, прости ты меня старую, что трудно было собирать твои яблочки. И ты. травка, прости, что топтала тебя, да вовремя не скашивала». И. припав на колени к земле, продолжала: «А ты. земля-матушка, прости, что покидаю тебя. Ты видишь, силы нет никакой и не знаю, вернусь ли я к тебе летом. Кто же будет ухаживать за тобой тогда?!».
        Знает баба Маня, что земля, как живая. Она от человека ничего не требует, кроме любви, и сама отдает ему все.
       А чертополох, как вражеское войско, уже заглядывает через забор как бы выжидая, когда хозяева покинут и этот клочок благодатной земли...

В. ЛАПШИНА, р. п. Таловая.

Заря. - 1997. - 30 января. - С. 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...