Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

пятница, 2 июня 2017 г.

РОЖДЕНИЕ МЕМОРИАЛА СЛАВЫ

       1985 год. Приближалось 40 - летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Руководство района понимало, что живущее поколение в неоплатном долгу пере теми, кто защищал Отечество. Памятник на могиле погибших во время крушения санитарного поезда был единственным местом в поселке, где люди могли отдать дань памяти воинам, отстоявшим эту Победу. Ну, а как же земляки, которые не вернулись с войны, пали на поле брани? Неужели им суждено уйти в небытие? Как тогда говорили: "Это нужно не мертвым, это надо живым".

       С чего начинали? Опыта в сооружении подобных объектов на территории района не было, потому решили использовать имеющийся канал выхода на творческие силы через Владимира Владимировича Глебова.ю автора памятника Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда П. А. Трайнину. Более того, прежнее руководство района имело с ним договоренность об установке бюста В. И. Ленина.
      Но прежде чем приступить к реализации задуманного, необходимо было самим "нарисовать" объект, чтобы конкретно представлять масштабы грядущей работы, объемы необходимых для ее выполнения сил и средств. Специалисты хотели знать наше видение этого сооружения. Оно вырабатывалось и по ходу корректировались тогдашними первым секретарем райкома КПСС Юрием Тимофеевичем Титовым, председателем райисполкома Виктором Васильевичем Головым, районным военным комиссаром Сергеем Ивановичем Пустыльниковым, председателем поссовета Павлом Игнатьевичем Осьмачка. Настоящей проверкой стало строительство мемориала для начинающего архитектора Анатолия Александровича Буравлева. С помощью аппаратных работников райкома изучалось общественное мнение.
      В начале 1984 года я была командирована в Москву к Глебову, чтобы узнать судьбу бюста В. И. Ленина и изложить свои мысли по строительству мемориала Славы. Моя поездка для Владимира Владимировича стала подтверждением наших намерений, о которых он знал по телефонным разговорам. Но, выслушав меня, он и его коллеги пришли к выводу, что время упущено и такой объект к сроку построить врядли удастся. Однако наше огромное желание, настойчивость в стремлении к цели были встречены уважительно. И специалисты согласились при условии, что мы окажем помощь в выполнении большого объема строительных работ. Возвратившись из поездки, я доложила руководству о результатах командировки. И было принято решение о возведении мемориала.
      Считаю, что нам очень повезло с архитектором. Львиная доля ответственности за художественное воплощение проекта легла на плечи Юрия Николаевича Воскресенского - участника Великой Отечественной войны, имевшего опыт работы над подобными объектами. Ему принадлежит авторство монумента Славы в честь автозаводцев, погибших в годы Великой Отечественной войны в Горьком. Совместно с молодым скульптуром Юрием Владимировичем Дреминым они взялись за эту работу при условии, что из нашего материала в Москве отольют скульптурную композицию: Нику - Победу, звезду для Вечного огня и скульптуру солдата - освободителя. Остальное же -  сооружение стены Памяти и благоустройство территории - будет выполнено силами района. Более того, Воскресенский решил удостоверится в наших возможностях и заодно проверить профессиональные способности архитектора Таловского района Анатолия Александровича Буравлева. Юрий Николаевич  посоветовал нам благоустроить территорию так называемой торговой площади. Эта работа была выполнена в установленный срок, и, как признал Воскресенский, очень качественно. Тогда и он сказал: "Мемориалу быть!"
      Работы начались с выкорчевывания деревьев, которых на этой площадке столько, что люди проходили ее стороной из-за огромного скопления гнездовий птиц. Кроме того, площадку требовалось выровнять. В отдельных местах насыпь составляла более 50 сантиметров. Без рабочих чертежей (на них не хватило времени), по эскизным проектам автора дорожники приступили к выравниванию площади и асфальтированию дорожек, укладыванию плитки на мягкую подушку из песка. И только после выполнения всей этой многотрудной работы начало вырисовываться то, что теперь представляет территорию мемориала.
      Братскую могилу было решено оставить.ю но сделать ее композиционно иначе, разделив на две части. В это время работники военкомата уточняли фамилии захороненных там бойцов, а также имена наших земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Их было решено увековечить в граните.
        Начались поиски строительных материалов. Этим занимались лично первый секретарь райкома Юрий Тимофеевич Титов и второй - Виктор Дмитриевич Седых, а также другие руководители района. Медь, необходимую для отливки Ники и звезды на Вечный огонь, выделил цех завода "Электросигнал" (начальник Анатолий Михайлович Артамонов), гранит по фондам на отходы производства приходилось буквально по одной плите привозить из Павловска. Воронежские специалисты в течение зимы 1984 - 1985 годов выполнили вырубку фамилий погибших и для стены Памяти, и для могил.
        Но главная трудность заключалась в другом. Гранитные плиты с фамилиями погибших должны были монтироваться в виде ленты в стену памяти - бетонную панель в виде приспущенных знамен, которые сходились в центре над Вечным огнем и Никой. Часть работ согласился выполнить Воронежский завод железобетонных изделий (ЖБИ - 2) при условии, что нами будет поставлена соответствующая опалубка. А на ее изготовление требовался металл, в те времена очень дефицитная вещь. Причем опалубка предполагалась трех видов: правая, левая и центральная. Через обком партии Юрий Тимофеевич уточнил адреса предприятий, с которыми можно было договориться о выполнении этой работы. Решение этого вопроса стоило мне и заведующему промышленно - транспортным отделом Ивану Михайловичу Туркину больших усилий. Нам отказывали, а мы продолжали просить. Нас выставляли за одну дверь - мы входили в другую. Дорога была трудной, но мы прошли ее, используя все связи и силы. Но я верила в благополучный исход этого дела. Опалубка по чертежам Воскресенского была выполнена в срок, и к весне 1985 года все составляющие стены памяти были отлиты. Начало монтажа фундамента под нее было намечено на 7 апреля 1985 года. Как я уже говорила, большинство работ выполняли люди, привлеченные с разных предприятий и организаций. На мне лежала обязанность ежедневно собирать необходимое количество рабочих. Надо сказать, что все таловчане с пониманием отнеслись к этому делу и охотно откликались. Но 7 апреля - Благовещение, большой религиозный праздник. Меня беспокоил вопрос: поймут ли нас люди? Поэтому я предложила объявить субботник для работников райкома КПСС. Инициативу поддержали, и фундамент был залит за один день. Дело - то святое.
      Одновременно, несмотря на минусовые отметки температуры, началась облицовка могил гранитом. Над каждой из них сделали палатки из целлофана, однако нужный температурный режим они не давали. На площадь пришли работники локомотивного депо, которое возглавлял Владимир Егорович Насонов. Специалисты сконструировали электрические обогреватели, которые и решили проблему.
      По задумк архитектора надгробья должны были представлять собой прямоугольники и тумбы с указанием имен погибших, обрамленные гранитом и вечнозеленым кустарником. Площадь могилы - "ковер" зеленой травы, над которой возвышается венок из низкорослых ярких цветов (к сожалению, в настоящее время они так не выглядят). Идея автора была реализована, но ее составляющие требовали ежегодного обновления, и со временем мемориал утратил первозданный вид...
      Все работы, связанные с гранитом, выполнял Иван Маркович Мельник со своей супругой Татьяной Ивановной. Долгое время он профессионально  занимался этим в Мытищах, жил в Москве. Знакомство с ним - счастливая случайность. Когда  облицовывали постамент под бюст В. И. Ленина, мне часто приходилось навещать строителей, решать некоторые организационные вопросы.  Там - то я и встретила человека, который не без интереса наблюдал за происходящим. Как говорится, слово за слово,  и я поняла, что он может быть полезен: ведь нам еще предстояло немало работ с гранитом. В Москве он жил зимой, а на лето приезжал в поселок Маклика, где у него остался домик родителей жены.  Лето 1985 года для него началось раньше обычного. В апреле он уже  приступил к работе на мемориале Славы.
       Кто-то спросил, зачем секретарю райкома по идеологии строительство мемориала? Поначалу я и сама так думала. Но вскоре поняла, как была неправа. Когда начался монтаж плит с фамилиями погибших на стене памяти,  я буквально за спиной мастера увидела мальчишку лет 12 - 13. Находиться на таком близком расстоянии было небезопасно, ведь гранитная крошка могла отлететь и, не дай Бог, попасть в лицо. Я сказала об этом ребенку и попросила его отойти. Надо было видеть в этот момент его глаза, чтобы понять, что было в его душе, в его еще детской головке. Оказывается, он ждал, когда мастер возьмет следующую плиту. Ведь на ней была вырублена фамилия его дедушки.
      Александр Николаевич Васютин из заместителя директора Таловской киносети превратился на это время в курьера между Москвой и Таловой: туда - материалы, оттуда готовые изделия.
        8 мая 1985 года мемориал был открыт. Да ведь иначе и быть не могло! Поколение победителей заслужило того настроя, который царил этот месяц на строительной площадке. Ведь хотелось, чтобы площадь была праздничной и красивой. Посеять траву и ждать, когда она вырастет, времени не было. Трудовые коллективы вымащивали все вырезанным в степи дерном. Под руководством ученых были высажены привезенные из Воронежского лесничества пятнадцатилетние ели (к сожалению, мы не смогли их всех сохранить) и другие деревья.
       Торжественное открытие мемориала состоялось, однако не все идеи были реализованы. Хотелось оставить в памяти поколений имена Героев - земляков, получивших это высокое звание в годы Великой Отечественной войны. Решено было отлить их бюсты и разместить на Аллее Героев, расположение которой было очень удачным. Она отгораживала мемориал от гаражей киносети, которые архитектурно не вписывались в композицию. В качестве фона Аллеи использовалась сирень, пересаженная во взрослом состоянии из лесных полос района.
        Невозможно перечислить имена всех, кто принимал участие в  сооружении мемориала. Строительные работы выполнялись под руководством Валентина Алексеевича Цуканова и Юрия Алексеевича Беспалова. Им помогали многие , в частности работники цеха завода "Электросигнал", которые участвовали в монтаже скульптурных композиций. Думаю, правильнее сказать, что это была народная стройка.
       Старый обелиск отметил 40 - летие Победы на новом месте - в селе Бирюч.
     За несколько десятилетий таловчане привыкли к этому месту, но для приезжих это всякий раз открытие. Они отмечают необычность архитектурного сооружения, высокое качество выполненных работ, удачное расположение мемориала.
      Подвиг участников Великой Отечественной войны продолжает жить. Хочется верить, что будущие поколения не забудут их имена.

Валентина Заварзина,
Подъем. - 2012. - С. 212
Источник фото:



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...