Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

пятница, 2 июня 2017 г.

ТАК ОНИ ЖИЛИ

       Возникновение поселка Таловая напрямую связано с железной дорогой. Благодаря строительству стальной магистрали Харьков - Балашов и ответвления на Калач на карте появилась станция Таловая. В числе первых производственных зданий здесь возвели паровозное депо. Произошло это 17 декабря 1895 года. Небольшой экскурс в историю данного предприятия дает наглядное представление о тогдашней жизни в поселке.

      На первых порах депо имело весьма неприглядный вид. Производственные помещения не отапливались, освещались факелами, всюду сырость и копоть. После промывки паровозов воду откачивали насосами вручную, так как канализация отсутствовала. Не было и вентиляции. Рабочие ходили в тяжелой одежде, пропитанной маслом, грязью и потом. Все механизмы приводились в движение с помощью мускульной силы. Даже поворотный круг для локомотивов обслуживался бригадами кочегаров, которые вручную разворачивали паровоз по ходу движения.
      При депо имелась маленькая мастерская с кузнечным горном, тремя слесарными верстаками, сверлильным и токарным станками.
     Норма веса для паровозов той поры устанавливалась в размере 700 тонн. Везли они составы из 15 - 20 вагонов со скоростью 10 километров в час. Обслуживали поезда 5 - 6 кондукторов. От будки машиниста и до хвостового вагона протягивалась по кронштейнам веревка, дернув за которую железнодорожники подавали друг другу различные команды. Такая была связь кондукторов с локомотивной бригадой.
     Всего четыре пары поездов по однопутке Лиски - Поворино и один - два - на Калачеевскую ветку - вот и все движение по нашей станции в ту пору.
      Рабочий день ничем не ограничивался. Только 2 сентября 1893 года Министерство путей сообщения своим распоряжением установило нормы рабочего времени для паровозных бригад - 18 часов с последующим отдыхом в 12 часов, кондукторским бригадам - 18 часов, при необходимости  - 24 часов, с последующим отдыхом.ю равным половине рабочего времени. Фактически эти нормы нарушались. Поездные бригады находились на работе от 300 до 500 часов в месяц. Ремонтники вообще не имели ограничения по продолжительности рабочего дня. Только в 1905 году была установлена продолжительность рабочего дня 11 часов в зимние месяцы, 12 часов - в летние.
       За свой труд путевой рабочий получал 140 рублей в год, слесарь депо - 293, машинист - 750, начальник службы пути - 9 000, управляющий дорогой - 20 000 рублей. Ученик слесаря за двенадцать часов работы получал 10 копеек в день. На проживание и питание в месяц уходило 7 рублей. Только после пяти лет им платили по рублю в день. Пенсионное обеспечение отсутствовало.
      Вот в таких условиях работали первые жители Таловой. И когда мы говорим о трудностях сегодняшнего дня, то разве можно их сравнить с тем, что было в прежние времена. Не зря говорится, что все познается в сравнении.

По архивным материалам.
Подъем. Регион. - 2012. - С. 74

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...