Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

четверг, 7 июня 2018 г.

Покровская церковь (с. Новая Чигла)

Это интересно!!! Из статьи "Село Новая Чигла" Николая Чулкова в "Воронежских епархиальных ведомостях" за 1884 год.

        "Перейдем теперь к истории Ново-Чигольской Покровской церкви. На основании сохранившихся документов и богослужебных книг, делается совершенно достоверным тот факт, что до времени постройки нынешней церкви, существующей с 1802 г., к юго-западу от ней, за р. Чиглой, здесь находилась деревянная церковь, построенная тоже во имя Покрова Богородицы. В настоящее время, на месте престола  бывшей церкви поставлен довольно приличный каменный, покрытый железом, памятник, с крестом на верху, окруженный каменною оградой и обсаженный деревьями. С течением времени, при умножении народонаселения, старая церковь стала тесна; почему прихожане, вместе с священнослужителями, вошли в 1790 г. к епископу Воронежскому Иннокентию с прошением о разрешении построить им новую, более вместительную, церковь. Разрешение последовало, и получена была храмозданная грамота, которая приводится нами в копии, без изменения орфографии того времени:
        «Смиренный Иннокентий Божиею милостию Епископ Воронежский. По благодати, дару и власти, всесвятого и животворящего Духа данный нам от самого великого архирея Господа нашего Iисуса Христа, а по поданному нам Епархии нашея Бобровской округи села Ново-Покровского Чиголки тож Покровской церкви от Священно и церковно-служителей с приходскими людьми прошению. Благословили мы, в показанном селе Ново-Покровском вместо деревянного построения  означенной Покровской церкви за ее теснотою, построить вновь на ином приличном к церковному строению месте в тож имянование Покрова Пресвятыя Богоматере с приделом Николая Чудотворца каменным зданием церковь, и приказали дабы храм устроен был доброю архитектурою, и всем приличным, наипаче же чтоб олтарь был не тесный, а престол не выше и не ниже аршина шести вершков. Почему кафедрального нашего собора чередой священнослужитель с надлежащим молитвословием обложить оную иметь, и нас уведомить. А когда здание совершится, и как утварью, так и книгами, наипаче же сосудами серебряными, снабдено будет, тогда оный же чередный  опишет все, и нам представит, потому священным антиминсом, и об освящении благословением нашим снабдить храм не оставим. Дана сия грамота в городе Воронеже за подписанием нашея руки, и с приложением печати. Марта 5го дня 1790го года. По построении же храма сию грамоту хранить в оном всегда».
(М.П.)
         С получением грамоты, начинается постройка церкви по правому берегу р. Чиглы, на ровной, несколько возвышенной над рекою, площади, и продолжается 12 лет. Вообще постройка эта, за недостатком средств и при обширности задуманного плана, требовала много времени. Хотя в так называемой «Ведомости о церкви» и сказано, что она построена «тщанием прихожан», но, вероятно, дело не обошлось без помощи помещика и посторонней благотворительности. В виду этих обстоятельств, 1802 год нельзя считать временем совершенного окончания постройки: так как она приведена была к концу только в 70-х годах.               С 1790 по 1802 год был окончен только главный храм с половиной трапезной церкви, но в эти 12 лет постройка приостанавливалась, неоконченное здание стояло, покрытое соломой, и, наконец, при содействии графа И. А. Безбородко, церковь кое-как приведена была в порядок, хотя с сокращением плана: так как высота трапезной церкви сокращена была на 2 аршина , утвержденный 19 февраля Преосвященным Антонием II. В том же 1802 году  построена была, саженях в 10 от церкви, к Западу, деревянная, на каменном фундаменте, колокольня, которая просуществовала, однако не долго, была снесена за ветхостью и заменена четырьмя столбами с перекладинами, на которых и повешены были на время колокола. В 1843 году вокруг церкви устроена была каменная, с деревянною решеткою, ограда, по плану, утвержденному 22 мая того же года Преосвящ. Антонием II. В 1845 году переделаны иконостасы св. Николая и Александра Невскаго.
          В 1868 году построена каменная колокольня, которая соединена была в 1878 г. с храмом другою, вновь построенной, половиной трапезной церкви: Всех колоколов на колокольне – 7: 1) с изображением Воскресения Христова, Божией Матери и Усекновения главы И. Крестителя, весит 123 п. 38 ф.; 2) с изображ. Божией Матери и Николая Чудотворца, весит 50 п. 24 ф.; 3) с изображением св. Николая и св. Митрофана, вес 25 п. 38 ф.; 4) с изображением Божией Матери  и св. Митрофана вес 10 п. 22 ф.; 5) вес 4 п. 6 ф.; 6) вес 2 п. и 7) вес 33ф.
          При закладке колокольни, в вырытый для этого яме оказалась вода, почему туда забито было около 200 деревянных свай, на которых и поставлена колокольня.)
          Таким образом, план церкви, задуманный в 1790 году, вполне приведен был в исполнение только в 1878 году, т.е. по истечении 88 лет.
          В 1879 году устроен был в главной церкви новый иконостас, вновь переделан придел св. Николая, все здание реставрировано и украшено стенною живописью. Эта переделка стоила 15000 руб. В украшении храма, начиная с 1868г., принимал особенно деятельное и живое участие нынешний настоятель церкви, священник П. В. Илларионов.
         В настоящее время церковь представляет большое величественное здание в романском стиле; при чем колокольня, без креста, имеет высоты 18 саж. 1  3/7 арш., главный храм – 15 саж., трапезная – 4 саж. 2 арш.; длина церкви – 32 саж.; ширина главного храма – 10 саж. 2 арш.; ширина трапезной и колокольни – 7 саж.
В первом ярусе колокольни находится 2 больших окна, в трапезной – 22, в главном храме и алтаре – 9 больших окон и 15 круглых малых;
В куполе: больших, сверху овальных, окон – 4; около каждого большаго окна по 2 таких же меньших – 8; кроме того, небольших круглых окон – 4; над северными и южными дверями по одному полукруглому окну – 2;
Всего же окон в церкви – 66.
Дверей –5: двое северных, двое южных и одна – западная.
         При церкви, внутри ограды,  находится довольно обширная, крытая железом, деревянная караулка, состоящая из 5 комнат.
         Земли под церковью и под домами священно- и церковнослужителей: усадебной 6 дес. 1804 кв. саж., полевой, с неудобою, 71 дес. 764 кв. саж., всего 78 дес. 168 кв. саж.
Главный иконостас, с престолом во имя Покрова Богородицы, состоит из 4-х ярусов. В первом ярусе находятся следующия иконы: А) по правую сторону царских врат: Спасителя, архидиак. Стефана (на южных боковых дверях), Покрова  Богородицы, Рождества Христова, Сошествия Св. Духа на апостолов, Св. Николая, И. Крестителя и священномуч. Харлампия; Б) с левой стороны: Божией Матери, архидиак. Лаврентия (на северных дверях), Успения Богоматери, Сретения Господня, явления Богородицы преп. Сергию Радонежскому, Святителей Митрофана и Тихона.
          Во втором, третьем и четвертом ярусах находятся иконы пророков, св. царя Константина и Елены, вел. кн. Владимира и св. кн. Ольги; при чем, над царскими дверями – Тайная вечеря, Деисус и пресв. Троица, под крестом, который увенчивает иконостас. Все отличной живописи, писаны на железных листах. В приделе св. Николая замечательна икона Иверской Божией Матери, с следующею надписью на греческом языке
Hʹ Пορταiτiααα  τών ʹIβήpωv.

         Из древних икон обращают на себя внимание,  находящиеся около входных западных дверей, писанные на холсте  масляными красками, две больших картины, относящиеся к 1706 г., и судя по надписи на одной из них и характеру рисунка, вероятно, западного происхождения. На одной изображено приготовление Иосифа и Богоматери к бегству в Египет: Иосиф стоит около навьюченного осла, погруженный в тяжелые думы; Дева Мария сидит под деревом и кормит Младенца, а перед нею стоит на одном колене младенец И. Креститель и целует протянутую ему на прощание руку, в искусствен. неестествен. позе.  На другой картине изображается Благовещение Пресв. Богородицы, с следующею внизу латинскою надписью:
C.N. Francus V/ Nicchius Rector fecit anno 1706.
         Антиминсов в церкви 3: один 1829 г., другой тоже 1829 г. и третий 1839 года. Напрестольных крестов 3: 1) серебряный позлащенный, весом 1ф.78 зол., 2) серебряный позлащенный, вес 1ф. 36 зол., и 3) серебряный позлащенный, вес 1ф. 87 зол. Священные сосуды при церкви находятся следующие: a) потиры: 1) серебряный позлащенный, вес 2 ф.12 зол.; 2) такой же, вес 1ф.73 зол.; 3) такой же, вес 1ф.53 зол., 4) серебряный, внутри позлащенный, вес 81 зол.;  b) дискосов серебряных позлащенных – 4, весу в них – 1ф. 91 зол.; c) звездиц серебряных позлащенных – 4, вес 83 зол.; d) лжиц серебряных позлащенных – 4, вес 34 зол.; e) тарелок серебряных – 4, вес 1ф. 68 зол.; f) один ковчег серебряный позлащенный, вес 5ф.30 зол.; g) дароносиц серебряных позлащенных – 3, вес 1ф.5 зол.; h) ковшей серебряных внутри позлащенных – 2, вес 34 1/3 зол.; i) кадил серебряных – 3, вес 3ф.60 зол. ИТОГО, весу во всех означенных предметах 26 ф.50 ½ зол.
         К числу этих священных предметов нужно отнести хранящийся на престоле и замечательный по своему происхождению крест.
         Проезжал некогда, говорит предание (но когда именно, в начале текущего или в конце прошлого столетия, никто не помнит), через Новую Чиглу какой-то монах с послушником, остановился здесь на ночлег, заболел и, волею Божией, умер. Кто таков был этот монах, архимандрит ли, игумен, или иеромонах -  строитель какого-нибудь монастыря, все это покрыто мраком неизвестности; но дело в том, что он, пред смертью, завещал в пользу местной церкви свой крест. Крест этот серебряный, позлащенный, величиною не более обыкновенного наперстного креста, в литым распятием и ушком для цепочки, которой, однако, нет; нижняя доска его отвинчивается.
        Между прочим, замечателен он тем, что внутри его находятся часть древа св. Креста, частицы мощей; но каких святых, тоже неизвестно: так как на кресте надписей нет никаких. Крест этот пользуется в Н. Чигле особым почетом и уважением.
        Церковная библиотека состоит из 798 книг и брошюр, имеющих 227 наименований.
Напрестольных Евангелий три: 1) Евангелие 1758 г., 2) 1760 г. и 3) 1800 г. Верхние и нижние доски всех трех Евангелий обтянуты малиновым бархатом, окованы серебром и позлащены, с изображение на верхней доске Воскресения Христова и 4-х евангелистов.
         Между другими богослужебными книгами по древности замечательны следующия: 1) Апостол 1748 г., 2) Триод цветная 1748 г. 3) Устав 1752 г., 4) Осмогласник 1753 г., 5) 12 книг месячной Минеи 1754 г., 6) Триод постная 1754 г.,7) Библия 1756 г., 8) Канонник 1756 г., 9) Служебник 1770 г., 10) Ирмологий 1772 г., 11) Обиход нотный 1772 г., 12) Служебник 1775 г.,и 13) Требник 1800 г.
         Из периодических изданий выписывались следущия: 1) Чтения в общ. Люб. Дух. Просвещения (1875 г.), 2) Христианское чтение (1869г.), 3) Православное обозрение (1867 г.), 4) Труды Киевской дух. Академии (1866 г.) 5) Блюститель здравия (1862 г.), 6) Истина (1868-1884 гг.) и 7) Воронежские Епархиальные Ведомости (1866-1884).
В церковном архиве хранятся следующие документы:
а) Копии с метрических книг, с 1780 г.,
б) Исповедальные ведомости с 1812 г.
в) Обыски брачные, с 1802 г.,
 г) Приходо-расходныя книги с 1806 г.,
д) Опись придельным иконостасам, 1845 г.
е) Опись церковному имуществу, 1847 г.
ж) Тетрадь для записи вновь при былых вещей, 1849 г.
з) Храмозданная грамота, 1790 г.
и) Манифесты и указы, с 1781 г.
i) Проэкт на распространение трапезной церкви и постройку новой колокольни, с планом и фасадом церкви во всем ее виде, утвержденный 31 генваря 1868 г. Воронежским губернатором, князем Трубецким, и Преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и Задонским.
Любопытно проследить постепенно, исторически, тот порядок, в котором велись метрические книги, начиная с 1780 г. На первой странице книги за показанный год скрепленной канцеляристом Иваном Степановым, находится следующая консисторская надпись: «1780 года генваря (1) дня книга, данная из Воронежской духовной консистории Битюцкаго уезду села Покровскаго Покровской церкви священникам: Илии Иванову, Иоанну Дометиеву, Ивану Ильину с причетчиками на нынешний 1780 год, в котором записывать в тоже время, с означением года, месяца и числа, прихода того людей, а именно:
1-е младенцев законно и незаконно прижитых и подкидышей рождение, крещение, со именованием родителей и восприемников, и которые младенцы, не получив крещения, померли, и зачем те младенцы крещения не получили;
2-е лица браку сочетаваемые; 3-е умерших с покаянием и погребенных по христианской должности, а ежели кто не погребен, зачем именно не получил христианского погребения 4-е убитых на драках, воровствах, разбоях, в пьянстве  умерших и удавившихся, и при том всем умершим мужеска пола людям показать лета (сноска: Для удобства чтения, орфография исправлена). «Книга выдается на 1 год и делится, как и в настоящее время, на три части: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Кроме скрепы консисторскаго канцеляриста, она скрепляется, вероятно уже по окончании года, одним местным священником, в такой форме: «к сим троечастным книгам села Покровскаго Покровской церкви священник Iоанн Дометием руку приложил»! В 1, 2 и 3 частях книги ведется самая обыкновенная домашняя запись, без означения даже лет лицам, вступающим в брак, без подписи духовенства под статьями, без месячных и годовых итогов и прочих тонкостей современного канцеляризма (до 1807г.). События рождения, брака и смерти пишутся попросту таким образом:

Часть первая о родившихся.
Чис.
1. 6 У дворцовых крестьян: у Петра Афанасьева (жены не означено) дочь Мелания, крещена того же числа. Восприемники были того же села Захар Филиппов, Ксения Антимонова
2. 24 У Луки Федотова жена ево Матрена Филимонова родила сына Ипата; крещен того-ж числа. Восприемники были: Анфим Гусев, женка Феодосия Варфоломеева
20 26 Отданного в военную службу из дворцовых крестьян Алексея Щелкалова жена ево Мария родила незаконного сына Ивана; крещен….и т.д.
В октябре (1789г.)
101 7 У Архипа Сидорова и жены ево Анастасии родились близнецы: Козьма и Параскева….

Часть вторая о бракосочетавшихся
Число
4 15 В генваре (1780)
Феофил Тимофеев понял в том же селе у Евдокина Степанова дочь, девицу Евдокию, первым браком
1 5 В феврале (1784г.)
Степан Тимофеев понял того же села у священника Iоанна Дометиева девку Домнику Иванову, первым браком

Часть третья о умерших
число Лета умер.
4 16 Тимофей Зотов погребен того же числа 70
18 29 Евдокея Романова погребена того же числа -
22 Того ж (30) Василий умер от пьянства, за что и не получил христианского погребения 40

При этом нужно заметить, что дети, умершие ранее тринадцатилетняго возраста, не встречаются в записях, и это продолжается до 1789г., да, вероятно люди, умершие и в зрелом возрасте, далеко не все вносились в метрики; иначе не могло бы встретиться тех несообразностей, которыя заметит каждый, при сличении числа родившихся и числа умерших за 1780-1810 годы, и которыя,volens-nolens, приведены нами выше; напр., в 1780 году родилось обоего пола 112, а умерло только 23; в 1784году родилось 175, умерло 13; в 1799г. родилось 199, умерло 24.
        С 1792 г. имена восприемников пишутся уже в особенной графе, означается отдельно время рождения и крещения младенца; появляются свидетели (поручители) совершения брака и даже погребения, и при этом имена их записываются тоже в отдельной графе; с 1794 книга скрепляется по листам тремя священниками; с 1800 г. начинают означать причину смерти, хотя в большинстве случаев, вошедшею впоследствии в употреблении стереотипною фразою: «от натуральной смерти», или «от натуральной болезни».
В 1802г. для Покровской церкви выдается, по числу священников, три метрич. Книги, вероятно, с строгим подтверждением консистории о ведении правильной записи,- вследствие чего, статистическия данныя за этот год имеют вид точности. Так родившихся в этом году значится 251, браков 72, умерших 101; но с 1803г. такая запись снова прекращается; с того же года, за исключением некоторых лет, является под каждою статьею подпись священно-церковнослужителей, удостоверяющая событие рождения, брака и смерти, а с 1804г. своеручная подпись заменяется только надписью в графе восприемников: «оную требу исправлял священник I.Дометиев, дьячек Агафон Игнатов», что и продолжается до 1817года, так как духовенство того времени, вероятно, имело в виду обстоятельство, что при церкви остающуюся копию нет смысла подписывать своеручно, и следует только поточнее списать.  При этом нужно принять во внимание всеобщую малограмотность того времени: уж если знаменитый граф Аракчеев едва мог, с грехом пополам, нацарапать свое имя, чего же мы должны ожидать от бедного сельского священника или дьячка, которые ходят в лаптях, выдают дочерей своих за крестьян и, наравне с ними, тянут лямку тяжелого  сельского труда?  Замечательна, напр., по своей оригинальности, метрическая запись погребения скоропостижно умершего крестьянина Хромых (1806г.): «Крестьянин Нестер Никифорович Хромых умре и по осмотру штап-лекаря от болезни прорвавшегося легкаго скоропостижно погребен по должности». 1807 год обращает на себя внимание полнотой метрических записей: статьи все подписаны, итоги подведены, в 31 части показана причины смерти, даже имя священника, который напутствовал умирающего, и место погребения; с этого же года, свидетели брака называются поручителями, запись же свидетелей погребения прекращается. С 1814г. №№ по порядку в 1й и 3й частях мужского и женского пола пишутся в отдельных графах, тогда как до этого времени писались в одной графе, почему в конце года трудно было определить количество родившихся и умерших того или другого пола. С 1820 г. высылаются из консистории для метрических книг печатные листы; в 1824г. поручители называются еще попсжанами; наконец, в 1839г. входит в законную силу та форма метрических книг, по которой пишутся они до настоящего времени,- почему все особенности в ведении их прекращаются.
          Исповедные ведомости введены были в 1812году, при священниках: о. Иване Рясовском, Козме Зайцеве и Сланском. Как к делу новому, они отнеслись серьезно, даже чересчур серьезно, почему и впали в две крайности: Рясовский и Зайцев до самой смерти своей (1817 и 1829г.) писали всех своих прихожан, за исключением осмидесятилетних стариков и старух, но бывшими на исповеди и св.причастии «за нерачением», а Сланский- всех бывшими, кроме разумеется, детей.
Из Высочайших манифестов и указов, замечательных по своей исторической важности, как памятники высоких патриотических чувств русскаго народа и его Императора в страшную годину испытания 1812г., хранятся следующие:
1) Манифест о вступлении Наполеона в пределы России, от 6 июля 1812г. из Полоцка;
2) 2) о прекращении континентальной системы и заключение союза с Англиею, от 12 сентября 1812г, из С.-Петербурга;
3) Об изгнании неприятеля из пределов России, от 25 декабря 1812г, из Вильны;
4) О намерении Александра I построить в Москве храм во имя Христа Спасителя, от 25 декабря 1812г. из Вильны;
5) О приходе в Париж, от 6 декабря 1813г, из Карлсру э;
6) О взятии Парижа и заключении мира с  Франциею. От 18мая 1814г, из Парижа;
7) О присоединении герцогства Варшавского к России, от 9мая 1815г, из Вены;
8) О заключении Священного Союза, с присоединением ратификованнаго договора между Александром I, Францом I, императором Австрийским, и Фридрихом-Вильгельмом III, королем Прусским, от 25 декабря 1815г., из Вены;
9) Воззвание Св. Синода к русскому духовенству и народу;
10) Воззвание Антония, епископа Воронежскаго и Черкасскаго, к своей пастве, от 17 iюля 1812г.,
11) Благодарность Св. Синода духовенству, от 4 августа 1813г.
12) Указ правит. Сената о принесении благодарности Императору Александру I за спасение отечества и согласия его на принятие титула Благославенного, выбитие в честь его медали и постановку памятника в С.-Петербурге.
Сюда же можно отнести замечательный Указ Екатерины II о привитии оспы великим князьям, Александру и Константину Павловичам."


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...