Индекс цитирования.

воскресенье, 17 марта 2019 г.

Люди, связанные с нашим краем

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧУЛКОВ – ПЕРВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ СЕЛА НОВАЯ ЧИГЛА.


Николай Яковлевич Чулков
(1848-1886)
Фото: А. Эрдман.
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова
ГМЗШ -19653/27
        15 сентября 1884 года из печати вышел очередной номер «Воронежских епархиальных ведомостей». В неофициальной части издания была опубликована большая краеведческая статья некоего Н. Чулкова под названием «Село Новая Чигла (Бобровского уезда)» [1]. Эта работа автора и до наших дней сохранила свою актуальность и значение для чигольской истории. На данный момент это единственный найденный печатный источник XIX века, в котором довольно полно дана историко-экономическая характеристика села Новая Чигла, такой подробной работы о Новой Чигле больше пока не встретилось. Статья оказалась весьма обстоятельной: с историческим экскурсом, с описанием здешних традиций и обычаев, настоящее краеведческое исследование, содержащее разнообразные сведения о жизни села и местного духовенства. Особенно ценна  в публикации  подтверждаемая документами  подробная история  Покровской церкви и   полный список  церковного причта с 1780-х годов до 1884 года.
      Есть все основания доверять этому автору, ведь   приводимые Н. Чулковым данные о селе вполне достоверны, так как опираются на имевшиеся в тот момент в селе многочисленные исторические документы. В распоряжении автора на момент написания статьи были:  Исповедные книги, начиная с 1812 года, материалы ревизских  сказок с 1782 года, «Летопись Покровской церкви» и «Ведомости о церкви», т. е. клировые ведомости,  а также весь архив приходских церковных документов, хранившихся в Покровском храме с конца XVIII века. Все эти источники до наших дней не сохранились, и теперь сама статья является  источником по истории села Новая Чигла.
      При чтении статьи создавалось впечатление, что писал человек вроде  как со стороны, явно не из местных, хотя и сумел  разглядеть редкие  детали крестьянского  быта, сделал меткие замечания, порой весьма нелицеприятные для чигольцев. В то же время, страницы с тщательным описанием местного храма указывали на то, что  автор явно  не из светской среды. Анализ статьи подвел к вопросу: так свой или чужой для села был этот Н. Чулков?
       Захотелось узнать, кто же был этот автор, откуда он и почему Новая Чигла привлекла его внимание. Казалось, никаких зацепок для начала поиска не было. Ну, правда, какие источники могли бы дать ответ на вопрос о личности автора? Да и поиск предстояло вести исключительно посредством Интернета, сидя за компьютером в Москве.  Возможности личного посещения архивов или библиотек не было.

     И вот тут пришла мысль, что  подсказкой может служить само издание,  в котором была опубликована статья. Исстари духовенство являлось самой краеведческой частью русской интеллигенции. Ведь обычно публикации об истории сел и церквей  писали для «Воронежских епархиальных ведомостей» священнослужители. Значит, следовало проверить, был ли таковой в Воронежской епархии. Сам автор среди чигольских священнослужителей в приведенном в статье списке причта Покровской церкви не приводился [2]. В данных Вознесенской церкви его тоже не было. Значит, точно это не местный священнослужитель. Подумалось, может, Н. Чулков уже известен чем-то краеведам  Воронежа?
       Мое первое обращение за справкой было к известному воронежскому историку-краеведу, профессору кафедры истории России ВГУ, председателю Воронежского историко-культурного общества Александру Николаевичу Акиньшину: «Уважаемый Александр Николаевич! Не поможете ли уточнить, кто такой Н. Чулков? Он написал статью в ВЕВ 1884 г. о селе Новая Чигла. Встречается ли еще где это имя?». Через три дня пришло сообщение: «Или дьякон, или учитель ЦПШ. Точно не знаю, сведений о нем нет. А. Акиньшин».  Такой ответ даже обрадовал: уж если наш Н. Чулков  неизвестен А.Н. Акиньшину, одному из авторов-составителей Воронежской историко-культурной энциклопедии, значит, действительно, стоит искать дальше, чтобы получить новые знания о забытой исторической личности.
      С аналогичным вопросом я обратилась в Воронежскую епархию  к иерею  Павлу Овчинникову, занимавшемуся тогда церковной историей края: «Прошу Вас помочь: не встречалась ли Вам фамилия Н. Чулков среди священнослужителей?». Отец Павел прислал сразу три сообщения, но эти Чулковы по годам службы не подходили. А вот один Чулков показался подходящей кандидатурой: «Чулков Николай Яковлевич (1848-1886), сын свящ. с. Боршево Коротояк. у. Служил учителем истории и географии в Хоперском окружном училище сц. Урюпинская и одновременно в местной женской прогимназии. С 1876 штатный смотритель того же училища. В 1882 вышел в отставку (ВС-12. Статья: Воронежские Губернские Ведомости. 1866. № 42, 43)». Хотя Новой Чиглы в справке и не было, но привлек внимание в учительской биографии Н.Я. Чулкова неожиданно ранний уход со службы в 1882 году: ведь ему на момент выхода в отставку было всего 34 года! Но этот факт биографии как раз и мог быть намеком на радикальные перемены в жизни. И как-то это могло быть связано уже с переездом в Воронежскую губернию в село Новая Чигла бывшего учителя и штатного смотрителя окружного училища станицы Урюпинской Н.Я. Чулкова. Может, какие-то семейные обстоятельства привели Н.Я. Чулкова учительствовать в Новую Чиглу? Но где ж узнать, какова  была истинная причина переезда в наше село?
      В ответе из Воронежа ничего не было сказано об образовании Н.Я. Чулкова, но уже был указан источник биографической информации: журнал «Воронежская старина» [3] и место публикации очерков о родном селе. В  данном выпуске «Воронежской старины»  напечатана статья о питомцах Воронежской духовной семинарии, вышедших из духовного звания, т. е. получивших богословское образование, но не принявших священнический сан, а перешедших в гражданское ведомство. Значит, Н.Я. Чулков получил богословское образование?
       Решила сначала уточнить факт  и дату окончания Воронежской духовной семинарии. Порывшись в списках выпускников, получила информацию сразу о трех поколениях священников одного рода Чулковых из Коротоякского уезда, двое из которых окончили Воронежскую семинарию. Убеждаюсь, что  Николай Чулков действительно получил богословское образование: он успешно окончил в 1869 году  XLIV курс Воронежской духовной семинарии высшего отделения, 2-го класса по первому разряду [4]. Отцом Николая в списках был указан Яков Чулков – священник с. Боршево Коротоякского уезда (ныне - Хохольского) Воронежской губернии. Нашла и выпускника Якова Чулкова, он значится  в списках 1845 года: «Чулков Яков Алексеевич, сын умершего священника Коротоякского уезда с. Боршево». Выяснилось, что в селе Боршево до 1845 года был священником и дед Николая о. Алексей,  но вот Алексей Чулков среди выпускников семинарии не отмечен [5]. Итак, документально подтверждено духовное происхождение Н.Я. Чулкова и его образование.
Выпускники Воронежской духовной семинарии 1869 года.
//Воронежские епархиальные ведомости.1884. Приложение. С. 638


      Переход Николая после семинарского образования на гражданскую службу не удивителен для его времени. Дело в том, что, как  отмечается в исторической литературе, с середины 1860-х годов в среде семинаристов распространяются революционные и анархические идеи, многие семинаристы уходят в светские вузы, престиж церковного образования падает [6]. Тогда по новому семинарскому уставу 1867 года давалась возможность желающим покинуть семинарию даже после четвертого курса (общий курс обучения продолжался шесть лет) «для избрания себе рода жизни» и поступить, например, в университет. Возможно, Николай Чулков уже в студенческие годы примкнул к молодым бунтарям, а может, выбор не в пользу пастырства был обусловлен другими  соображениями: Николай мог видеть на примере собственной семьи небогатую материальную сторону жизни сельского священника. Короче говоря, Н. Чулков окончил полный семинарский курс, но выбрал учительскую стезю, тринадцать лет преподавал историю и географию в светских учебных заведениях: в окружном училище станицы Урюпинской – центре Хоперского округа области Войска Донского и в местном четырехклассном женском училище, дослужился до должности смотрителя в том же училище.

Литвинов В. В. Питомцы Воронежской духовной семинарии, вышедшие из духовного звания.
//Воронежская старина.1913.Вып.12. С.484,485
       Итак, данный Николай Яковлевич Чулков показался возможным претендентом  на разыскиваемого автора статьи, но полной уверенности  найденные  сведения все-таки еще не давали. Ведь биографические данные  заканчивались 1882 годом, и до кончины в указанном 1886 году оставались еще четыре  неизвестных года жизни Н. Чулкова. Статья же о Новой Чигле была опубликована в сентябре 1884 года.  Как позже выяснится, наполнены эти годы будут для Николая Яковлевича большим  счастьем и такой  же большой жизненной драмой. Но к этим фактам пришлось идти медленными шагами.
      Следующим шагом в поиске исторических сведений о Н.Я. Чулкове был выход  в Интернет. Может, с него и надо было начинать? На запрос в поисковой строке «Николай Яковлевич Чулков» на странице результатов поиска открылось  несколько ссылок на  разные сайты. Первым поиск привел неожиданно на сайт Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С. Никитина. В ее  архиве краеведческих чтений нашлось сообщение о том, что 18 октября 2005 г. в актовом зале «Никитинки» состоялись 126-е краеведческие чтения, на которых  «педагог Ольга Александровна Тихомирова выступила по теме, посвященной жизни и творчеству поэта, прозаика, педагога, сотрудника воронежской газеты "Дон" Николая Яковлевича Чулкова (1848-1886)» [7]. Получалось, это тот самый Н.Я. Чулков, «вышедший из духовного звания». Годы жизни совпадали, да и работа в газете «Дон» указывала на одно лицо. Казалось, крупно повезло – есть человек, занимающийся биографией и творчеством  Н.Я. Чулкова. Наконец, можно будет все сразу  узнать и понять, «чигольский» ли это Н.Я. Чулков.
       Достав телефон Ольги Александровны и позвонив в Воронеж, узнаю от сына, что  Ольга Александровна тяжело больна, слегла надолго, к телефону подойти не может. Но зато получаю указания на направления дальнейшего поиска.  Одновременно узнаю, что О.А.  Тихомирова является  приемной дочерью Б.С. Лащилина (1906-1987) –  писателя-историка, члена Союза писателей СССР, фольклориста, собирателя, хранителя и знатока казачьих сказов, преданий, легенд и былей, а   Б.С. Лащилин приходится со стороны матери родным внуком Н.Я. Чулкову. Теперь нахожу в открытом доступе статью О.А. Тихомировой, опубликованную в журнале «Подъем» в 2005 году [8]. В статье «Собиратель фольклора», посвященной своему отчиму, О.А. Тихомирова приводит новые интересные детали из биографии Н.Я. Чулкова, объясняющие, наконец, его  связь с Новой Чиглой! Говоря о матери писателя Б.С. Лащилина, она пишет следующее: «Мать, Лидия Николаевна, была дочерью довольно известного поэта Николая Яковлевича Чулкова, родившегося в селе Борщево Коротоякского района (ныне - Хохольского) Воронежской губернии в семье священника. В конце 70-х годов ХIХ века за вольнодумство Н.Я. Чулков был сослан из Петербурга в село Новая Чигла Воронежской губернии. Он написал несколько очерков об этом селе, сотрудничал с воронежской газетой "Дон" и вел там поэтический отдел».  Вот это новость! Сразу несколько новых биографических фактов, да каких!  Новая Чигла оказалась местом ссылки?! Значит, Николай Яковлевич Чулков находился в Новой Чигле в статусе политического ссыльного?! Вместе с новыми фактами, появились и новые вопросы: как Н.Я. Чулков оказался в Петербурге и за какое же вольнодумство был выслан оттуда в Бобровский уезд? В чем выразилось вольнодумство – написал критическую статью, или был другой проступок, принадлежность к какой-то партии? Кстати, в исторической литературе отмечен интересный факт: город Бобров и уезд принимали  на поселение во второй половине XIX века политически и революционно настроенную интеллигенцию. В частности, известно, что бобровская интеллигенция была настроена к ссыльным либерально и сочувственно [9]. Интересно, кроме Н.Я. Чулкова,   были еще  ссыльные в Новой Чигле, или его случай был единичный?
    В материале О.А. Тихомировой указывалось, что  Н.Я. Чулков написал, якобы,  несколько очерков о Новой Чигле. Но где же  они были напечатаны?!   Ведь  пока  известна только одна его статья о Новой Чигле. И ко всему еще  Н.Я. Чулков, оказывается, был «довольно известным поэтом»?! Когда же он начал публиковать свои стихи и где? Вопросов оказалось больше, чем ответов. 
      По совету сына О.А. Тихомировой выхожу на сайт Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. На страничке сайта в рубрике «Коллекция музея» речь шла о коллекции писем из архива Бориса  Степановича  Лащилина [10]. В заметке сообщалось о поступлении в 2012 году в  документальный фонд музея от А.В. Тихомирова (г. Воронеж) подлинников 50 личных писем родных и близких Б.С. Лащилину людей периода 1883–1916 гг., а также было сообщение о приеме на хранение 70 фотографий из семейного альбома родителей  писателя. И вот тут ждала полная неожиданность и действительно бесценные исторические источники, проясняющие личную и социальную судьбу Николая Яковлевича Чулкова. Именно в  этом собрании семейной переписки  обнаружилось документальное подтверждение пребывания Николая Яковлевича Чулкова в Новой Чигле. Этим документом  оказалось  письмо  Н.Я. Чулкова (деда Б.С. Лащилина) из Новой Чиглы своему тестю А.В.  Стефанову от 14 сентября 1884 года. В  письме Николай Яковлевич указывает свой чигольский адрес: «… в Нов. Чиглу, Бобров. у., чрез Верхо-Тишанскую экономическую контору г. Шлихтинг,  Н. Я. Ч. на участок №1». Также он сообщает о написанной статье о Новой Чигле для  журнала «Воронежские епархиальные ведомости». Однако причину нахождения Н.Я. Чулкова в Новой Чигле данные источники не объясняли. 
      Еще одной ценной находкой для чигольского краеведения явилась выставленная на сайте фотография самого Николая Яковлевича Чулкова! Фотография выполнена известным фотографом А. Эрдманом из города Борисоглебска в 1880 году. Странно, ведь этот фотограф имел свое ателье и в Урюпине, почему же Н.Я. Чулков сфотографировался в Борисоглебске? От времени на фотографии появились пятна, портящие ее общий вид. И большое спасибо уроженке Новой Чиглы  Раисе Ивановне Седых, которая уже не впервые облагораживает старые, подпорченные временем чигольские фотографии. Вот и на этот раз Раиса Ивановна  отреставрировала  фотографию и вернула ей прежний вид.  Теперь наш чигольский автор стал уже не обезличенным персонажем истории.
      Благодаря фотографиям, сохраненным в семейном альбоме Б.С. Лащилина, мы можем увидеть на снимках также облик жены Николая Яковлевича Ольги Алексеевны Чулковой (Стефановой), его тестя протоиерея   Алексея  Васильевича Стефанова и дочери Н.Я. Чулкова Лидии Николаевны Лащилиной (Чулковой). 
      Получив ценнейшие исторические сведения, я поняла, что добавились и вопросы к биографии Н.Я. Чулкова, захотелось получить последние уточнения. Написала в  краеведческий отдел «Никитинки», не сохранился ли у них полный текст того сообщения О.А. Тихомировой, сделанного в библиотеке на краеведческих чтениях.
      Ответ огорчил. Ответила заведующая отделом краеведения ВОУНБ им. И.С. Никитина  Лариса Юрьевна Акиньшина: «Доклады для краеведческих чтений проходят в устной форме, мы их не записываем, поэтому, к сожалению, воспроизвести его не можем». Вот досада! Так вот и теряется ценный краеведческий материал. Далее Лариса Юрьевна полностью привела биографические данные Н. Я. Чулкова из «Воронежской старины» и указала  книги  Б.С. Лащилина «Батюшка-Дон» и «Донские родники», где описаны некоторые моменты  биографии Н.Я. Чулкова [11]. Я поблагодарила за оперативный ответ, но  остались вопросы: ведь у О. Тихомировой сказано, что Н.Я. Чулков написал несколько статей о Новой Чигле, а  пока найдена только одна статья в «Воронежских епархиальных ведомостях». Я надеялась, что в Воронеже существует какой-нибудь библиографический каталог работ краеведческого характера, где могли быть отражены статьи Н.Я. Чулкова о Новой Чигле, но указаний на эти статьи в «Никитинке» не оказалось. 
Так что где-то эти статьи спрятаны от нас. Надо искать. 
     Оставалась еще надежда на музей М.А. Шолохова, хотелось прояснить, может что-то известно про ссылку, почему Н.Я. Чулков  оказался в Чигле один, где была семья? Может, это отражено в семейной переписке? Моим запросом занималась  заведующая информационным отделом Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Ольга Ивановна Бахтиярова, но ответа на мои вопросы в музее не дали. Через месяц сотрудники музея прислали мне по электронной почте только фото Н.Я. Чулкова и его письмо из Новой Чиглы и  попросили обязательно указывать место хранения документов. Конечно, как и положено, мы всегда неукоснительно выполняем это требование использования источников. Только сегодня в эпоху Интернета не всегда соблюдается эта корректность: фото Н.Я. Чулкова уже «гуляет» в сети, и будет ли всеми  указываться место хранения оригинала?
     Так как на сайте музея в открытом доступе выставлены несколько писем  Чулковых-Стефановых, то из них удалось уточнить некоторые моменты  в судьбе Николая Яковлевича, в частности оказалось, что молодые супруги жили вдали друг от друга. Ольга Алексеевна просила в письме от 15 апреля 1883 года срочно прислать ей хоть немного денег и сообщала, что она и дочь здоровы. А из письма к родителям 5 февраля 1884 года выясняется, что и с родителями она вместе не жила – письмо было из станицы Мигулино Донского округа. Там она учительствовала.
     Итак, в ссылке Н.Я. Чулков оказался совершенно один. Пока неизвестно, с какого точно времени он находился в Новой Чигле. Из письма тестю от  14 сентября 1884 года становится ясно, что к этому времени случилось большое горе – Николай Яковлевич овдовел. Его  юная жена умерла от воспаления легких и похоронена  в Урюпинске у родителей. Маленькую полуторагодовалую дочку взяли  на воспитание убитые горем дедушка и бабушка: «…на свете у меня осталось в настоящее время одно дорогое существо – это Лидочка, о которой я думаю день и ночь…». Мыслями он в Урюпинске, где осталась сиротой дочка, и где могила жены. А Новая Чигла стала тем местом, где, как писал Николай Яковлевич: «…Здесь хорошо, между прочим, спасать душу и вспоминать о былом, которое никогда не возвратится…». 
     Писательское дело спасало от тоски и давало хоть какие-то средства на пропитание. Найти бы его произведения в старых номерах газеты «Дон»! Где-то в сети нашла также информацию, что стихи и очерки Н.Я. Чулкова  хранятся в Пушкинском Доме в Петербурге [12]. Но в электронном каталоге именного указателя рукописного отдела этого научного учреждения Н.Я. Чулкова нет. Можно, конечно, выяснить в самом Институте русской литературы, есть ли у них личный фонд поэта и  писателя Н.Я. Чулкова. Но это уже шаги на будущее.
     Хотелось бы также   узнать, где закончилась короткая жизнь Николая Яковлевича –  умер ли он в Новой Чигле,  или это произошло в другом месте, что явилось причиной такой ранней смерти – ведь ему было всего 38 лет! Нужно просмотреть чигольские церковные метрики за 1886 год. 
     Да, не все моменты жизни этого человека нами найдены. Кому-то еще предстоит испытать радость новых открытий, найти недостающие сведения о личности Николая Яковлевича Чулкова.     Пусть  он не местный уроженец, но его пребывание в  Новой Чигле оставило заметный духовный след. И, в любом случае, чигольцы должны быть благодарны ссыльному вольнодумцу, благодаря которому в дореволюционном печатном издании   было увековечено  их село.      
     Так складывалась цепочка поиска судьбы первого летописца села Новая Чигла – писателя  Николая Яковлевича Чулкова. Вот к какому результату может привести краеведа  любознательность, и вот как в наше время могут появляться новые исторические знания в краеведении, когда от твоих вопросов  не отмахиваются профессионалы, а разумное использование Интернета делает возможным  получение ранее недоступной архивной  информации.  И теперь мы можем представить читателю биографию Николая Яковлевича Чулкова, составленную по документальным источникам.
    
Примечания
1. Чулков Н. Село Новая Чигла (Бобровского уезда) //Воронежские епархиальные ведомости.  1884. №18 неоф. 15 сентября. С. 634-675. 
2. Там же. С.  665-675.
3. Литвинов В.В. Питомцы Воронежской духовной семинарии, вышедшие из духовного звания // Воронежская старина. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 484, 485.
4. Николаев А.И. Список воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780-1880) //Воронежские епархиальные ведомости. 1884. Приложение. С. 638. 
5. Там же. 1882 (13-24). С. 326.
6. См.: Татарчуков А.Н. Материалы по истории революционно-социалистического движения в Воронежской губернии. Воронеж, 1922.
7. [Электронный ресурс]. URL: http://vrnlib.ru/kraevedenie/xronika-kraevedcheskix-chtenij/ (дата обращения: 05. 03. 2016).
8. Тихомирова Ольга. Собиратель фольклора // Подъем. 2005. №9. С. 225-232.
9. Капустина Н.И. Сквозь века. Летописание Бобровского края (даты, события, люди) [Текст] / Н.И. Капустина, Е.Д. Степанова. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. С. 170.
10.[Электронный ресурс]. URL: http://www.sholokhov.ru/museum/collection/photos/703/ и http://www.sholokhov.ru/museum/collection/doc/1010/ (дата обращения: 10.04.2016).
11. Лащилин Б.С.  Батюшка-Дон: Предания, легенды и были донского казачества. Сост., вступ. ст. В.Д. Лютого. Воронеж: Серебряная гора, 2006.  С. 269. Донские родники. 2008.
12. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук  (сокращенное наименование: ИРЛИ РАН)  – научное учреждение. Факт хранения наследия Н.Я. Чулкова в Пушкинском Доме см.: Михайловская сельская библиотека представляет. Серия «Знаменитые люди станицы Михайловской» 2014 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideboom.com/presentations/1102713/Серия--«Знаменитые люди (дата обращения: 10.09.2018).
                                                                                                 Наталия Мусиенко

Биография Николая Яковлевича Чулкова
       Николай Яковлевич Чулков (1848-1886) – педагог, поэт, писатель-прозаик, краевед, сотрудник воронежской газеты "Дон". Из духовного сословия – отец и дед были священниками. 
     Родился в 1848 году в селе Боршево Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье священника Якова Алексеевича Чулкова. Прежде в  местной церкви священствовал также дед Николая о. Алексей Чулков, который умер еще до рождения внука.
     Николай успешно окончил полный курс Воронежской духовной семинарии в 1869 году:  XLIV курс (в 1868-1869) высшего отделения 2-го класса по первому разряду. Еще учась в семинарии начал писать статьи, в частности его очерки о родном селе  Боршево были опубликованы в 1866 году в «Воронежских губернских ведомостях» в № 42 и  43.  
       В 1870-е годы состоял на «гражданской службе в земле войска Донского»: служил учителем истории и географии в Хоперском окружном училище станицы Урюпинская и одновременно в местной женской прогимназии. С 1876 года – штатный смотритель того же Урюпинского окружного училища, имел гражданский чин губернского секретаря. 
      30 апреля 1878 года в станице Урюпинской  женился на дочери протоиерея Урюпинской церкви  Алексея Васильевича Стефанова Ольге Алексеевне. У Ольги и Николая родилась дочь Лидия. 
      В 1882 году  Н.Я. Чулков вышел в отставку. 
       В конце 1870-х годов за вольнодумство Н.Я. Чулков был сослан из Петербурга в село Новая Чигла Воронежской губернии. «С 11 сентября 1884 года я занял частное место у одного купца с жалованьем 15 р. в месяц на хозяйских харчах, с комнатой, на хуторе, среди голой степи…». 
      Жена Н.Я. Чулкова работала учителем, умерла в 20 лет от воспаления легких, дочке  в то время было 1,5 года, и маму девочке заменила бабушка Евдокия Ивановна Стефанова – жена протоиерея А.В. Стефанова. 
      Известно, что Н.Я. Чулков  написал несколько очерков о селе Новая Чигла, но пока найдена только одна статья в «Воронежских епархиальных ведомостях». Он также был поэтом, сотрудничал с воронежской газетой "Дон" и вел там поэтический отдел. Его стихи и очерки, якобы,  хранятся в Пушкинском Доме в Петербурге. 
     Умер Николай Яковлевич Чулков в 1886 году.
      Дочь Николая Яковлевича  Лидия вышла замуж за казака Степана Митрофановича Лащилина (1870-1908) –  атамана станицы Михайловской-на-Хопре, который  был на приеме у царя и за образцовое ведение станичного хозяйства награжден им серебряным кубком.
     Лидия Николаевны и Степан Митрофанович Лащилины являются родителями известного писателя-историка, фольклориста, краеведа, собирателя, хранителя и знатока казачьих сказов, преданий, легенд и былей, члена Союза писателей СССР Бориса Степановича Лащилина (1906-1987). Он родился 21 сентября 1906 года на Хопре в станице Михайловской, области Войска Донского (ныне - Волгоградская область).  Через два года после рождения Бориса в 1908 году в 38-летнем возрасте умер от воспаления лёгких его отец.  
       Внук Н.Я. Чулкова Борис Лащилин почти безвыездно жил в станице Михайловской на Хопре Урюпинского района, там, в родной станице Михайловской, он и похоронен.
      Часть архива Б.С. Лащилина перевезена в Воронеж, а часть материалов по народному творчеству Придонья и Прихоперья передана в музей-заповедник М.А. Шолохова, там же теперь хранятся фотографии и письма Н.Я. Чулкова.
                                                        Биографию составила Наталия Мусиенко

Из документального фонда Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова

Письмо Н. Я. Чулкова из Н. Чиглы тестю А. В. Стефанову: 
«14 сентября 1884 г.

        Любезный папаша, о. Алексей Васильевич!
        Цель моего настоящего письма состоит в следующем: на свете у меня осталось в настоящее время одно дорогое существо – это Лидочка, о которой я думаю день и ночь. Поэтому извините меня, если я от времени до времени буду беспокоить Вас своими письмами, и при этом прошу Вас, всепокорно, хоть раз в месяц уведомлять меня о ее здоровье и сиротском житье-бытье.
       С 11 сентября я занял частное место у одного купца с жалованьем 15 р. в месяц на хозяйских харчах, с комнатой, на хуторе, среди голой степи. Здесь хорошо, между прочим, спасать душу и вспоминать о былом, которое никогда не возвратится…
       В конце этого месяца я должен получить руб. 25 из редакции «Ворон. епарх. Ведомостей» за написанную туда статью. Редактор Вам известен – ректор семинарии арх. Дмитрий (Самбикин). Кроме того, состою сотрудником Воронеж. газеты «Дон». За статью, написанную здесь, получил пока только право на даровую высылку газеты. В статьях, помещаемых мною в «Доне», фигурируют ваши попы и учителя, разумеется, с вымышленными именами. Думаю писать статьи в Питер, а чрез Воронежских редакторов непременно добыть частного или казенного места. Постараюсь, прежде всего, получше одеться; лишние деньги буду высылать Вам для Лидушки, кроме табаку, мне ничего не нужно. Берегите Лидушку, ради Бога, на Вас одна надежда. Кланяйтесь Мамаше, о. Стефану и Александре Ивановне, и всем, помнящим меня. Поклонитесь могилке моей милой Олечки, поцелуйте Лидушку. Ваш Н. Чулков.
        P. S. Напишите, где находится житие Олечки и цело ли оно? Сберегите, пожалуйста, все вещи, которые она носила и карточку. Это для меня и Лидушки драгоценная память.
Адрес: в Нов. Чиглу, Бобров. у., чрез Верхо-Тишанскую экономическую контору г. Шлихтинг,  Н. Я. Ч. на участок №1».

Архив: Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. ГМЗШ КП-19661/1.

Фотографии из семейного альбома Лащилиных.

Ольга Алексеевна Стефанова.
Фото: В. Пантелеев.
Будущая жена Н. Я. Чулкова.
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова.
ГМЗШ КП-19653/35
Ольга Алексеевна Стефанова (Чулкова), бабушка Б. С. Лащилина.
Работала учителем. Умерла в 20 лет от воспаления легких.
Дочке Лидочке (маме Лащилина) было 1,5 года.
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова.
Лидия Николаевна Чулкова, дочь Н. Я. Чулкова, со своим дедом по матери
протоиереем Урюпинской церкви Алексеем Васильевичем Стефановым, 1898 г.
Чета Стефановых воспитывали внучку после ранней смерти ее родителей.
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова.
Степан Митрофанович Лащилин, муж дочери Н. Я. Чулкова Лидии,
отец писателя Б. С. Лащилина, 1904 г.
В начале XX века был атаманом станицы Михайловской Хоперского округа
Области Войска Донского (ныне Волгоградская обл.)
За образцовое ведение станичного хозяйства был приглашен в Санкт - Петербург,
где на приеме у Государя награжден серебряным кубком
(судьба кубка в настоящее время неизвестна).
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова.
Протоиерей Алексей Васильевич Стефанов.
30.05.1912 г.
Фото: В. П. Артемьев.
После окончания Казанской духовной академии служил в Урюпинске.
Его двоюродная сестра Анна Ивановна Попова стала второй женой
Дмитрия Ивановича Менделеева и матерью Любови Блок,
жены Александра Блока.
Менделеев с женой часто гостил в доме Стефановых.
Архив: Государственный музей - заповедник М. А. Шолохова.


Материал подготовила Наталия Мусиенко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...