Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

вторник, 7 июля 2020 г.

Поташный завод в селе Новая Чигла

ИЗ ИСТОРИИ ЧИГОЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Выварка поташа из древесного материала.

        Если спросить современных жителей Новой Чиглы о поташном производстве в их селе, то мало кто сможет рассказать о том, когда же это было, кто из купцов начинал это производство, кто был владельцем завода и где  он располагался, да и был ли всего один поташный завод в селе? А самое главное – на вопрос о продукции завода можно услышать разные ответы. Вроде бы понятно, что на поташном заводе должны делать поташ, другое дело, а что это такое? Но вот  среди сельчан встретилось мнение, что поташное производство – это выпуск стекла, мол, на поташном заводе у них в селе выпускали красивые стеклянные бутылки, которые сохранились в некоторых домах сельчан. Действительно, в разные годы жители по всему селу находили и откапывали эту необычную по цвету и форме  стеклотару, или просто цветные осколки. Такие находки случаются и по сей день. Правда, некоторые приписывают производство бутылок винокуренному заводу. Но какая же все-таки может быть связь между поташным заводом  и стеклянными бутылками? Хотя, правда,  без поташа не получится стекла, однако стекло выдувалось на своих заводах – на стекольных! Все же поташ и стекло – это разная продукция, с разной организацией производства и используемым сырьем. Поташ – это химическое вещество, т. е. сырьевое производство,  а бутылки – это стеклянные изделия. 
       А еще точнее поташ –  так в прошлом называли углекислый калий, или  карбонат калия, это  кристаллическое вещество, которое, в зависимости от степени очистки, могло быть коричнево-серым или белым порошком. На поташных заводах заполняли готовой продукцией кадушки и в них транспортировали продукцию на продажу. Изготавливаемая продукция измерялась в пудах, а не в штуках, как стеклопосуда. И потом, документальные свидетельства о поташном заводе в Новой Чигле найдены, а вот про стекольное производство  пока документальных подтверждений  нет.
      Поташ был необходим во многих производствах: кожевенном, мыловаренном, текстильном, красильном, белильном, стекольном, а также для мытья шерсти и при изготовлении селитры для  пороха. 
      Интересно, что слово «поташ» попало в русский язык через немецкий еще при царе Петре I. Образовано это слово сложением двух слов: Pott (потт) – «горшок» и Asche (аше) – «зола». В переводе дословно означало «горшок золы» или «горшечная зола», что связано было со старинным способом  получения поташа: он  получался выщелачиванием древесной золы, выпариванием щелока и последующим прокаливанием остатка в горшках. 
       С древнейших времен поташ  извлекали из золы деревьев и травянистых растений. Он так и назывался: древесный сорт и сорт травяной. Для получения древесного поташа жгли древесину только определенных пород – сосну, клен, березу, в которых содержание карбоната калия наибольшее. Причем предпочтение отдавалось все же лиственным деревьям из-за большего выхода золы. Чтобы избежать уничтожение лесных массивов, практиковалось   сжигание прежде всего не имеющего сбыта лесного материала: различных лесных отбросов, таких как ветви, корни, сучья, макушки и молодые деревья.  В определенных районах было распространено производство так называемого травяного поташа из листьев и стеблей подсолнечника, а также отходов свекольно-сахарного производства. Интересным источником был и овечий пот, который находится в состриженной с овец шерсти.
     Есть разные описания поташных заводов в прошлые времена. Обычно поташный «завод» состоял из склада под древесную золу, полученную от сжигания леса, кладовки под вымочку для отделения пепла от поташа, гартовни с котлами для варки и печей для прокалывания поташа. Завод мог  представлять собой деревянные строения с пристроями и амбарами (паровым, калильным, зольным). Оборудование  состояло из железных чанов для выщелачивания золы, котлов для упаривания щелока и печей для прокаливания поташа. Раствор в котлах упаривался и на дне очага плотным слоем кристаллизовывался поташ. Затем его выламывали ломами и закупоривали в бочки. 
     На поташных  заводах не было машин, все работы выполнялись  вручную вольнонаемными рабочими, число их было невелико –  от  8 до 12 человек. Между ними существовало разделение труда: клепочники рубили деревья в лесу, возчики подвозили золу и дрова, поливачи и корытники поливали горячей водой золу, собственно, они и делали поташ, бочкари заготавливали бочки для поташа. В общем, технология приготовления поташа не была сложной, не требовала дорогостоящего оборудования, но труд рабочих был на этом производстве тяжелым.
      Известны и другие способы организации  поташного производства. Иногда все происходило непосредственно в самом лесу, такие места в народе называли «будой» или «будными майданами», а людей, занимавшихся будным промыслом именовали «будаками». Древесная зола для получения поташа заготовлялась  посредством сжигания  лесного материала в кострах или  ямах.  Где-нибудь  в глуши выбирали площадку и на ней начинали складывать кучу из древесины, зажигали эту кучу снизу и по мере сгорания подкладывали древесный материал до тех пор, пока не получалась на глаз куча нужных размеров,  килограммов 50-200, затем заваривали золу, получая таким образом щелок и выпаривали его. Заводовладельцы могли часть золы скупать и у местного населения, например, печную и овинную золу, для чего существовали специальные приемные пункты.
      Правда, наличие поташного завода имело и свои издержки для окружающей среды населенного пункта: уничтожался лес! Ведь  расход древесины на изготовление поташа был огромным. Например, из золы, образовавшейся за счет сжигания одного кубометра вяза, брали 760 граммов, из ивы – 630, из липы – 500 граммов поташа. В те времена в районах майданов  выжигали большие лесные площади, превращая эти места в пустоши и луга.
      Говоря о Новой Чигле, можно предположить, что здесь производился древесный поташ. Ведь в окрестностях было много леса! Но  данных об использовавшемся в селе сырье  пока нет.  Судя по найденным источникам, в Новой Чигле поташное  производство просуществовало более тридцати лет: со второй половины 1870-х годов и вплоть до революции 1917 года. Из справочных изданий известно, что один поташный завод принадлежал семейству Хихиных, и был еще завод у купчихи Александры Ивановны Бурихиной  [1].
       В  середине 1860-х годов купец Федор Евдокимович Хихин купил  на севере села по левому берегу реки Чиглы землю вместе с большими лесными массивами. А одно из главных условий для устройства поташных заводов  было как раз наличие большого количества дешевого леса (желательно лиственных пород). Поэтому поташное производство обычно было сосредоточено в местах, богатых лесом. Второе условие – это близость источника воды.  Значит, хихинский завод должен был располагаться где-то недалеко от реки Чиглы.
      Когда точно открылся поташный завод в Новой Чигле и кто был первым владельцем, пока из-за недостатка источников сказать невозможно.  Самое раннее упоминание о поташном заводе в Новой Чигле, найденное в печатных источниках, встретилось в «Указателе фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским» за 1879 год [2]. В этом российском справочнике указаны владельцы предприятий, количество производимой продукции и число занятых на производстве рабочих. 

Данные за 1879 г.

     Согласно данным этого «Указателя» в 1879 году на поташном заводе в селе Новая Чигла купца  Бобровского уезда Федора Евдокимовича Хихина производилось 4000 пудов поташа в год на сумму 6000 рублей. На заводе было занято 9 наемных рабочих. Такой же завод по производству поташа был в тот год у Ф.Е. Хихина и в слободе Юрасовке Острогожского уезда. Правда, этот завод был поменьше чигольского: на нем  изготовлялось только  тысячу пудов поташа в год на 2 тысячи рублей, и работало на юрасовском  заводе 7 рабочих. 
       Понятно, что 1879 год не является годом основания завода, и понятно также, что занятие поташным производством в Новой Чигле началось ранее этой даты.  Судя по небольшому число рабочих, это было не крупное производство, возможно даже кустарное. 
     Следующая по времени информация о чигольском поташном заводе приводится в том же «Указателе фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским» за 1884 год [3]. В разделе «Химическое производство» в общей таблице поташных заводов в  Воронежской губернии указаны четыре завода, но пофамильно приводится только один владелец Федор Евдокимович Хихин. Его поташный завод выпускал тогда 1500 пудов поташа, а вот сумма, на которую выпускалась продукция, записана цифрой «2 1/2». Тысяч рублей? По-прежнему на заводе трудились 9 рабочих.

Данные за 1884 г. Отд. III.  С. 149.

       В обстоятельной краеведческой статье о Новой Чигле историка Н.Я. Чулкова тоже упоминается поташный завод: «…Всего же торговых заведений в Н. Чигле – 30. Сюда же можно причислить промышленно-торговые заведения: 2 завода купца Хихина, поташный и винокуренный; 1 водяную мельницу на р. Чигла Воронежскаго купца Русинова и до 30 крестьянских ветряных мельниц…» [4]. 
      В «Памятной книжке Воронежской губернии за 1887 год» в «Сведениях о фабриках и заводах в Воронежской губернии за 1885 год» в Бобровском уезде указаны два поташных завода: в Новой Чигле и в Старой Чигле [5].  К сожалению,  фамилии владельцев заводов в данном издании не приводятся. Но допускаем, что эти два предприятия принадлежали семейству Хихиных: в январе 1885 года умер глава чигольской династии  Хихин Федор Евдокимович, и вполне возможно, что предприятия перешли старшему сыну Василию Федоровичу. Ведь Хихины и в Старой Чигле владели землями и различными предприятиями. Два поташных завода выпускали продукцию на 1356 рублей. Количество выпускаемой продукции не указано. Сообщается,  что сбыт продукции двух чигольских поташных  заводов производился: на месте, в город  Воронеж и в Москву. Интересно, как же использовали поташ жители Новой Чиглы? Только ли в домашнем хозяйстве?


ПКВГ. 1887г. С. 414-420.

        Через пятнадцать лет после этой публикации в справочнике «Вся Россия 1902.  Адресные и справочные сведения, извлеченные из объявлений сельскохозяйственных журналов за 1901-1902 гг.» встречается фамилия Бурихиной Александры Ивановны – еще одной владелицы поташного завода, находившегося вблизи села Новая Чигла [6]. Эта землевладелица имела в селе  641 десятину земли и собственное имение. Известно также, что ей принадлежала еще и  какая-то доля местных лесов.

       Но что интересно – в том же году в другом справочнике: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей»  приводится только поташный завод Василия Федоровича Хихина, там же указано и количество выпускаемого заводом поташа – 10 тысяч пудов в год [7]. Василий Федорович – это сын Федора Евдокимовича Хихина, значит, Василий продолжил начатое отцом дело, причем,  значительно увеличил производство поташа: в 1879 году выпускалось  4000 пудов, а в 1902 уже 10 000. Таким образом, документально подтверждается наличие в Новой Чигле к 1902 году двух поташных заводов, так как владельцами этого производства отмечены два предпринимателя – купец Ф.Е. Хихин и землевладелица А.И. Бурихина.
      Но вот в  «Памятной книжке Воронежской губернии 1903 года» уже нет завода А. И. Бурихиной в Новой Чигле,  в списке торгово-промышленных заведений Бобровского уезда  упомянут лишь поташный завод В. Ф. Хихина  близ села  Новая Чигла [8]. К сожалению, больше никаких данных о заводе в списке нет. 
       В 1911 году владелицей поташного завода в Новой Чигле указана жена Василия Федоровича Хихина Александра Андреевна, купчиха, владевшая в селе 1710 десятинами земли и тремя заводами: поташным, винокуренным и  маслобойным [9]. В чем дело, почему хозяином указана жена, а не сам Василий Федорович? Что с ним стало к тому году? Во всяком случае, современным чигольцам от прежних поколений именно об этих заводах Хихиных и передалась историческая информация: мол, были когда-то такие заводы. Но Хихиных в истории Новой Чиглы было, по крайней мере, трое: Бобровский купец Федор Евдокимович, его сын Василий Федорович, тоже Бобровский купец, и его жена Александра Андреевна, купчиха. Именно с именами этих купцов в период 1870-1917 годов связано развитие в Новой Чигле лесохимической отрасли, к которой относилось производство поташа. 
      Вот, пока то немногое, что удалось выявить на данном этапе краеведческих поисков про одно из неземледельческих занятий купцов Новой Чиглы во второй половине XIX, начале XX веков. Может, кому-то захочется углубить эту тему чигольского купеческого предпринимательства, и он продолжит, просматривая российскую дореволюционную справочно-статистическую  литературу, искать информацию о нашем селе. Мы уверены, что возможности для новых открытий еще есть. Будем же их ждать!

Примечания
1. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. - СПб.: А. С. Суворин, 1895-1902. - В отд. изд. подзаг.: Адрес-календарь Российской империи.
2. Орлов П. А. Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским: Материалы для фабрично-заводской статистики / Сост. по офиц. свед. Деп. торговли и мануфактур П. А. Орлов. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1881. Отд.III. с. 179.
3. Орлов П. А. Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского. 1887
4. Чулков Н.Я. Село Новая Чигла (Бобровский уезд). // ВЕВ. 1884. 
5. Памятная книжка Воронежской губернии за 1887г. С. 414.
6. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. - СПб.: А. С. Суворин, 1895-1902. - В отд. изд. подзаг.: Адрес-календарь Российской империи.
7. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под  ред. В. П. Семенова и под общ. рук. П. П. Семеновым и акад. В. И. Ломанского. СПб.  Издание А. Ф. Девриена. Том 2. Среднерусская черноземная область. 1902 г. «Слобода  Новая Чигла…». С.632.
8. Памятная книжка Воронежской губернии 1903 г. Отдел 1. №10. С. 153-164. //…10. Торгово-промышленные заведения Воронежской губернии. Бобровский уезд, село Новая Чигла. 
9. Памятная книжка Воронежской губернии 1912 г. Отдел 1. №9. С. 86.//…9. Список наиболее крупных землевладельцев Воронежской губернии  (имеющих не менее 200 десятин земли) за 1911 год. Бобровский уезд. 

                                                                                                       Н. С. Мусиенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...